Алхимик моды Ирис ван Херпен
Если высокая мода – это фабрика грез, то голландка Ирис ван Херпен (36) числится там передовиком-рационализатором. Она знает, как вылепить силуэт из геля, создать облако дыма из шелка с металлическими нитями и с помощью пластика сымитировать мех.
В общий ряд ее не поставить. Она и завзятая авангардистка, и почетный член Chambre Syndicale de la Couture Parisienne. Традиционные кутюрные технологии в ее коллекциях естественнейшим образом сочетаются с новейшими разработками в области физики, химии и биологии. Но все научные достижения для Ирис – лишь способ расширить палитру выразительных средств.
Многое и понемногу
Ирис ван Херпен родилась и выросла в идиллической деревушке Вамель в 100 километрах от Амстердама – «такой маленькой, что о ней не слыхали даже сами голландцы». Отец был технологом по качеству воды, мать – учительницей танцев. В раннем детстве Ирис мечтала стать балериной и модой заинтересовалась только лет в 12-13. «Мои родители были немножко хиппи, и потому у нас дома не было ни телевизора, ни компьютера. Но благодаря этому я научилась развлекать себя сама. Мы c ребятами играли на улице, устраивали всякие праздники и представления. Повзрослев, я стала ездить к бабушке, у которой на чердаке был целый склад старых вещей, от одежды и до перчаток и париков, – настоящий мини-музей. Вместе с друзьями мы наряжались и фотографировались. Вот тогда я впервые поняла, что одежда может сделать с человеком. Как она меняет и его, и все вокруг».
Ирис начала шить. За неимением машинки делала все вручную. «Занимаясь этим, я словно погружалась в медитацию. Время замедлялось… Ничто другое не давало мне такого наслаждения: это был момент творчества».
Вопрос о выборе профессии перед ней не стоял. Получать образование Ирис отправилась в Арнем – на прославленный дизайнерский факультет академии искусств ArtEZ, выпускниками которого были Viktor & Rolf, Александр ван Слоббе, Уилберт Дас и другие знаменитости. Вместе с дипломом девушка получила возможность стажироваться у легендарного Александра Маккуина. Этот опыт, суровый и в то же время вдохновляющий, открыл девушке глаза на то, как на самом деле создается мода. Ирис удивило, как много искусных мастеров участвуют в появлении на свет каждой вещи Alexander McQueen. «У Маккуина я научилась работе с хрупкими и сложными материалами и освоила его фирменный безупречный крой. Узнала, как происходит процесс подготовки коллекции и самого показа, как проводятся творческие и практические исследования, как новая коллекция связывается с предыдущей. Очень многое и всего понемногу!»
Молодому дизайнеру удалось пройти практику и у Клауди Йонгстры – голландской художницы по текстилю, известной своими монументальными арт-объектами и архитектурными инсталляциями из войлока; ее ткани использовали John Galliano, Donna Karan и Christian Lacroix. В 2007 году, вооружившись обретенными знаниями и умениями, Ирис основала свою независимую именную марку.
Энергия неведомого
Ирис руководили не бизнес-амбиции или желание заработать денег. Ей просто хотелось воплощать собственные идеи. «Люблю рисковать. Мне нравится, когда я не знаю, что будет через месяц. Ощущение непредсказуемости дает мне энергию. Если, взявшись за сочинение коллекции, ты можешь заранее спрогнозировать результат, то и браться за нее не стоит».
Риск оправдал себя и в 2016 году, когда ван Херпен решила сосредоточиться исключительно на Haute Couture.
«Мода для меня означает качество, а не количество. В наше время характерными чертами индустрии стали ускорение и копирование, поэтому линии prêt-à-porter вынужденно теряют в качестве. Конечно, проще всего было бы до конца жизни заниматься готовой одеждой, но это не принесет мне счастья. Готовой одежды в мире и так полно – особой необходимости производить на свет еще одну футболку нет. Ясно, что это бизнес-решение, только вот мне оно не подходит. Я хочу делать вещи, возможно, более сложные, зато более интересные и не похожие ни на какие другие. Чувствую, что именно на этом пути я смогу что-то дать системе. Высокая мода устойчивей прочих, и я верю, что смогу внести свой вклад в ее развитие».
Потенциал материалов
Инновационные материалы интересовали Ирис всегда: «В них кроется самый большой потенциал, они способны произвести революцию в моде». Но речь не о Wearable Technology – так называемых носимых технологиях, «умных» аксессуарах и тканях. Трудно представить себе ван Херпен за изобретением многофункциональной футуристической диковины вроде спортивных носков, подсчитывающих количество шагов и сожженных калорий. Нет: ее увлекает работа с трудно контролируемыми субстанциями – водой, воздухом, энергией.
Кстати, благодаря воде она в свое время взяла на вооружение 3D-печать. Дружественное Ирис архбюро Benthem Crouwel Architects, проектировало новое крыло амстердамского городского музея, для изготовления макета использовался 3D-принтер, и ван Херпен (ей предложили сделать платье, посвященное авангардной постройке) поразилась точности воспроизведения сложнейших деталей.
«Внешне здание напоминало огромную ванну. Я и решила, что должна включить в свою работу элемент воды. А поскольку воду невозможно изобразить с помощью иголки с ниткой, то попыталась прибегнуть к 3D-печати. В то время принтеры еще не были на такое способны, без ручного пошива не обошлось, но это был поворотный пункт. Стало ясно, что традиционные кутюрные технологии необходимо расширять».
Дебютом 3D-печати на fashion-сцене стала коллекция Ирис Crystallization (весна-лето – 2010, в сотрудничестве с интернациональной компанией .MGX by Materialise и художником Даниэлем Видригом). Наряды, словно окутанные водяными брызгами или невероятным образом «скрученные», вошли в копилку лучших образцов космической моды. И, конечно же, Ирис на этом не остановилась. Она оказалась пионером и в применении ультразвуковой сварки в изготовлении костюма. А «стеклянные» платья? А обувь из яшмы и агата, спаянных стеклопластиком? А плиссировка, пульсирующая в такт дыханию носительницы? А особое плетение кожаных нитей, имитирующее оболочку мумий?.. Ирис недаром называют алхимиком моды. Она умеет менять природу материалов.
Принцип Design & Science
Визит в CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий, базирующаяся в Женеве) вдохновил Ирис на весенне-летнюю коллекцию 2015 года Magnetic Motion: вещи, созданные из тканей с добавлением металла, трансформировались под воздействием магнитов. В Дельфтском техническом университете ее привлекли технологии по созданию покрытия, имитирующего перламутр. А после знакомства с работами классика оп-арта Эшера она загорелась идеей побывать в Объединенных Арабских Эмиратах, чтобы своими глазами увидеть красоту и безупречность геометрических форм в исламском искусстве и архитектуре…
Отвечая на несколько детский вопрос, какие суперспособности выбрала бы дизайнер с таким удивительным воображением и широким кругозором, Ирис называет способность путешествовать во времени: «В истории было много выдающихся личностей, с которыми мне хотелось бы встретиться. Если нужно выбрать только одного, это был бы художник и ученый Леонардо да Винчи. Я восхищаюсь его безграничной любознательностью и смелостью менять поле деятельности. Он никогда не ограничивал себя рамками одной профессии».
То же самое можно сказать и о ван Херпен. Она с азартом исследует самые разные дисциплины, сотрудничает с представителями других областей искусства – например, с великим зодчим Ремом Колхаасом, с дизайнером и перформером Бартом Хессом, архитектором и энтузиастом 3D-печати Даниэлем Видригом, фэшн-иллюстратором Тарой Дуганс и художником Йостом Вандебругом…
Юбилейная коллекция Aeriform (осень-зима – 2017) была создана Ирис совместно с архитектором Филиппом Бисли. Коллекция Hypnosis (осень-зима – 2019) – действительно завораживающая! – стала плодом сотрудничества с кинетическим скульптором Энтони Хоу.
Но в какие бы коллаборации Ирис ни вступала, ее почерк узнавался сразу.
Облачиться в мечту
Поскольку речь о высокой моде, неизбежно возникает вопрос о «носибельности». Да, многие творения ван Херпен – подарок будущему: они находят место в частных коллекциях и музейных собраниях.
Однако у дизайнера есть и круг преданных поклонников, готовых не только покупать работы Ирис, но и ходить в них. Чаще всего это знаменитости из мира искусства, которые, по словам Ирис, «смотрят на одежду иначе».
«Каждая вещь Iris van Herpen – сюрприз. Надеть ее все равно что оказаться внутри произведения искусства, – признает влиятельный голливудский стилист Лесли Фримар, которая предложила актрисе Эве Грин появиться в платье от Ирис на фестивальной премьере фильма "Проксима" в Сан-Себастьяне. – Эва влюбилась в наряд с первого взгляда. Я никогда еще не слышала столь восторженных отзывов!»
Клиентки Ирис – женщины сильные, талантливые и экстраординарные: певицы Леди Гага, Бьорк, Бейонсе и Соланж Ноулз, актрисы Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон и Гвендолин Кристи, модель Кара Делавинь… Они уж точно не потеряются в экстравагантных туалетах марки.
«Создавая одежду, я пытаюсь сблизить мечты и реальность. Это ведь, по сути, одно целое; вопрос в том, какие границы между ними мы сами устанавливаем. Есть люди, которые носят кутюр в повседневной жизни, и это их реальность. Для других надеть нечто подобное – это как облачиться в мечту. Я считаю, это прекрасно, когда одежда может изменить наши ощущения, образ и самоидентичность».