Галерея Putti празднует свое 20-летие и... закрывается
В марте выставкой «Украшения – это не только украшения» отмечает 20-летний юбилей PUTTI – одна из самых известных и активных художественных галерей современных украшений не только в Латвии, но и в странах Балтии, а возможно, и в Европе. Это ее прощальный акт. Финисаж.
История галереи стала символическим воплощением девиза «Живи быстро, умри молодым». PUTTI присоединилась к тем кометам мира искусства, сияние которых не успело потускнеть, подернувшись налетом усталости и стагнации. Но она не разрушала себя планомерно и неотвратимо, как это делали Жан-Мишель Баския, Эгон Шиле, Джим Моррисон, Кит Херринг и Джеймс Дин. Прекращение ее деятельности – решение продуманное и осознанное; с одной стороны, радикальное, с другой – вполне логичное и в буквальном смысле актуальное. Умение чувствовать дух времени, смелость и бескомпромиссность были присущи PUTTI с первых дней.
За двадцать лет галерея провела 132 выставки. Среди наиболее значимых – международные «Концептуальное украшение» (2011), «FANTASTICI! Современные итальянские украшения» (2013), «Янтарь в современных художественных украшениях» (2014), «Метаморфозы жемчуга в современных и концептуальных украшениях» (2018) и персональные «Едины в смерти» шведки Марты Маттсон (2013), ретроспектива работ голландца Теда Нотена «Золото, пот & жемчуг», в рамках которой была представлена провокативная инсталляция «Хочешь поменять свое кольцо?» (2014), «Просто слишком NATURESKI» эстонца Танела Веенре (2014), «Семь смертных грехов» француза Эммануэля Лакостэ (2014).
Они раздвигали рамки традиционных представлений о том, что такое украшения и как их носить, будоражили воображение покупателей и коллекционеров, заставляли остро чувствовать, что на дворе XXI век.
Финисаж галереи происходит в момент, когда перед мировым сообществом с пугающей очевидностью встала проблема глобального изменения климата. Кризис ценностей нашей цивилизации связан с этой проблемой куда теснее, чем кажется на первый взгляд, и иммунитетом к нему не обладает никто – ни акулы транснационального бизнеса, ни политики, ни отдельно взятые, ни на что не претендующие жители планеты.
Мы просто вынуждены задуматься о том, какой след – экологический, социальный, моральный, интеллектуальный – оставляем в этом мире. Ведь совершенно ясно, что безумная карусель потребления так или иначе бьет по всем нам, включая тех, у кого под боком не горят леса и на лужайке перед домом порхают птички.
Мир стал открытым пространством, в котором ничто не существует изолированно. Поэтическая теория о том, что даже взмах крыльев бабочки влияет на ход истории, находит подтверждение чуть ли не каждый день. Из общеупотребительной лексики исчезают слова «надежный», «стабильный» и «прогнозируемый». Благодаря Интернету и соцсетям сорваны все шлюзы на пути информационных потоков – но, чтобы не угодить в ловушку фейковых новостей, приходится создавать собственные информационные фильтры...
О том, что лавину перемен уже не остановить, говорят и такие беспрецедентные случаи, как прошлогодний отказ нескольких престижных художественных институций (Музей Гуггенхайма и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Лувр и др.) от денег фармацевтического гиганта Purdue Pharma, запятнанного опиоидным скандалом, и недавнее решение британского медиахолдинга Guardian Media Group не рекламировать нефтяные и газовые компании из-за «чрезвычайной ситуации с климатом».
Все чаще темами разговора становятся роль искусства и ответственность художника в условиях рыночного пузыря. Желание разобраться, где маркетинг, а где подлинное послание автора. Выбор между эскапизмом и активным вовлечением в дискуссию. Искусство – это не только искусство, и украшения – это не только украшения, подобно тому, как слова – это не только слова. Каким и насколько долговечным будет их новый смысл – один из самых больших вопросов наших дней. Поиски ответа на него и спровоцировали финисаж PUTTI.
Основательница и владелица галереи Анита Путане так объясняет свое решение: «Все имеет свой срок. На открытие галереи меня сподвигло желание говорить с миром на языке украшений. Им – современным и концептуальным – я посвятила двадцать лет. Начав с работ молодых латвийских дизайнеров, я постепенно поняла, как велико и многообразно сегодня поле украшений. Для меня это был прыжок в неизвестное. Погружение в язык визуальных знаков, с помощью которых выразить мысль иногда удается точней и выразительней, нежели вербально. Украшения, насыщенные кодами своей эпохи, требуют от партнера по диалогу виртуозного владения этим лексиконом. Поэтому об интеллектуальном уровне выставок PUTTI мы заботились ничуть не меньше, чем об эстетическом...
Можно сказать, что эти двадцать лет стали прекрасной школой для всех, кто так или иначе вступал в контакт с галереей. Первым большим вызовом стали "Концептуальные украшения" (2011). Если с творчеством местных дизайнеров наша публика была более-менее знакома, то концептуальное украшение как понятие все еще оставалось для нее чем-то чужеродным. Я предложила поучаствовать в выставке двадцати семи авторам, в том числе зарубежным, – и лишь позже осознала, к каким грандам имела смелость обратиться. Тед Нотен, Ана Кардим, Джиджи Мариани, Николас Эстрада, Фелике ван дер Лист… Мы тогда пошли на эксперимент, создали сценографию, усиливавшую послание экспозиции. В дальнейшем подобное взаимодействие украшений, пространства, дизайна и текстов стало неотъемлемой частью всех выставок PUTTI. Каждая из них должна была стать событием в равной степени ярким и значительным как для зрителей и клиентов, так и для авторов, а главное – для меня самой.
Выставки действительно прибавили в качестве, вырос и резонанс. Постепенно PUTTI завоевала свое место на глобальной сцене. Но я считаю, что монополии галерей в том виде, в котором они существуют до сих пор – по крайней мере, в нише украшений, – пришел конец. Нынешняя модель исчерпала себя, галереям как институции придется меняться.
Главный движитель этого процесса – дигитализация. Классическая галерея сейчас все больше напоминает витрину магазина, возле которой можно остановиться и все рассмотреть, а потом зайти в Интернет и купить то, что понравилось, но дешевле. Я и сама не вижу необходимости платить галерее, если покупатель может самостоятельно обратиться к автору и приобрести у него изделие напрямую, без наценки. Социальные сети дают возможность художнику обо всем этом позаботиться. Ему больше не нужен посредник – галерист, который, возможно, иногда отстает от времени. К тому же каждый выставочный проект требует огромных затрат энергии, времени и финансовых средств. И все актуальней становится вопрос: насколько оправданны эти вложения?..
Современную галерею я представляю как арт-пространство, платформу, на которой действует сам художник. Он встречается с клиентами, коллекционерами, формирует обратную связь, поддерживает отношения с реальной жизнью. Присутствие автора поможет также сберечь эмоции и избежать недоразумений. Хотя, конечно, я знаю нескольких творцов, которые по-прежнему работают только с галереями и у которых нет своей странички в интернете. Правда, все они в основном моего возраста». (Смеется.)
Агита признается, что история ее собственных отношений с украшениями продолжится и после закрытия галереи. Они по-прежнему будут неотъемлемой частью ее образа. А вот стиль жизни полностью изменится: Агита собирается перебраться в деревню. «Это моя давняя мечта, и я рада возможности наконец ее осуществить». Речь не о бегстве и не о стремлении к самоизоляции, добавляет Агита, скорее о желании наполнить повседневность новыми смыслами.
Символично, что финальная выставка воплотила в себе всю суть деятельности галереи, став наглядным подтверждением того, что украшение есть нечто большее, чем декоративное изделие. «Я не думаю, что искусство может изменить мир. Но искусство может изменить наш взгляд на него», – говорит Агита. И украшения в некотором смысле являются фактором, стимулирующим этот процесс, – они выстраивают тесные взаимоотношения между творением художником и окружающей реальностью, причем при нашем активном соучастии.
В выставке «Украшения – это не только украшения» принимают участие двенадцать художников, чьи работы создают наиболее полное представление о современном украшении как средстве коммуникации и о его послании. Это Ана Кардим (Португалия), Аннамария Дзанелла, Барбара Удерзо, Коррадо Де Мео, Джиджи Мариани, Мария Роса Франзин, Сара Барбанти, Ренцо Паскуале (Италия), Эммануэль Лакостэ (Франция), Фелике ван дер Лист (Норвегия/Нидерланды), Николас Эстрада (Испания), Река Лоринц (Венгрия), Танел Веенре (Эстония), Майя Витола, Валдис Броже (Латвия).
* Выставка «Украшения – это не только украшения» продлится до 31 марта. putti.lv