фото: Наталия Березина
Аурелия Анужите-Лауциня: «Шестеро детей - не повод превращаться в тетку!»
Стиль жизни
19 января 2020 г., 9:33

Аурелия Анужите-Лауциня: «Шестеро детей - не повод превращаться в тетку!»

Елена Власова

Otkrito.lv

Известная актриса и мама шестерых (!!!) детей, в свои 47 лет Аурелия выглядит просто потрясающе. В эксклюзивном интервью журналу Pastaiga.ru она рассказала о том, как ей удается сохранять себя в такой безупречной форме и в чем секрет ее молодости.

фото: из архива журнала OK
Аурелия с мужем и младшими детьми

НЕ ЛЕНИТЬСЯ

 

Я привыкла много работать. Был в моей жизни период, когда надо было самой и сына растить, и квартиру содержать, и все счета оплачивать, – крутилась, как могла, на двух-трех работах. Сейчас моя главная работа и главный смысл моей жизни – семья. Съемки в кино для меня отдых, честное слово! Это роскошь, которую я могу себе позволить нечасто. С детьми мне помогает всего одна няня. За 25 лет их сменилось пять, и каждая становилась членом нашей семьи, каждую я вспоминаю с благодарностью. Поначалу няне у нас очень трудно, она жалуется: «Я не могу, я не успеваю». А я отвечаю: «Можешь! Я же успеваю! Одной рукой малыша держишь, другой котлеты жаришь, а ногой еще и мячик отбиваешь». И через год-полтора у нее все начинает получаться. В каждом человеке есть огромные скрытые резервы. Просто мы ленимся. Вместо того, чтобы что-то сделать, придумываем себе кучу отговорок: нет сил, плохо себя чувствую, есть дела поважнее. Мы еще ничего не сделали, а мысленно уже трижды устали. От лени, между прочим, вообще очень сильно устаешь. Ненавижу это состояние! Мне нравится вечером падать без сил с мыслью о том, как много за день сделано. Вот это приятная усталость.

 

ЭНЕРГИЯ

 

Я не всегда была такой энергичной. Этот «фонтан» открылся во мне после рождения четвертого ребенка. С первым я была еще слишком молода и вообще ничего не понимала (старшему сыну Аурелии сейчас 25 лет, он студент. – Прим. ред.). Второй дался мне труднее. Третий – это вообще был ужас: я ходила, как тень, умирала от усталости, все время спала и жаловалась. А потом судьба приготовила мне настоящее испытание. Четвертый ребенок родился преждевременно. Вопрос стоял между жизнью и смертью. Мы даже священника вызывали – на третий день малышку крестили в инкубаторе. Полтора месяца я прожила в больнице, где насмотрелась такого!.. Наверное, за всю свою жизнь я не молилась столько, сколько за те полтора месяца. И вот тогда-то я поняла, что такое жизнь, как она хрупка и как важно ее ценить. Во мне открылись какие-то скрытые запасы энергии, и дальше мне уже ничего не было страшно. Когда я оказалась беременна близнецами, врачи прописали мне строгий постельный режим. А какой там режим, если у тебя четверо детей на руках? Младшей, Марии, тогда было два года! Еще и в Австрию надо было ехать – там заканчивалось строительство нашего дома, надо было обои выбирать, сантехнику. И ничего – постелила себе в машине поролон и поехала. Муж за рулем, я в постельном режиме. Зато теперь, с шестью детьми, я чувствую себя куда моложе, чем десять лет назад. На мой день рождения одна женщина мне сказала: «Ты, Аурелия, еще не родилась». – «Как это?» – «А вот посчитай. С каждым ребенком женщина молодеет на 10 лет. У тебя шестеро, значит, отними от своего возраста 60». Казалось бы, чем старше ты становишься, тем меньше сил у тебя должно оставаться. А у меня все наоборот. Наверное, это все-таки внутреннее состояние. Быть открытой, гостеприимной, любить людей, любить жизнь – вот что дает мне энергию. Конечно, периодически я думаю о том, что когда-нибудь эта батарейка может закончиться, что надо бы себя поберечь. Но пока я живу на высоких оборотах. Чем больше трачу, тем больше эта батарейка заряжается.

 

фото: Наталия Березина

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

 

Мама научила меня жить рационально – не суетиться впустую, не делать лишних движений, не копить лишних вещей. У меня в доме все очень практично. Я не раб вещей – это они мне помогают жить. А если не помогают, то я от них избавляюсь. Это касается и одежды, и мебели – вообще всего. Если вещь не служит мне, то пусть она послужит кому-то другому. Домашнее хозяйство я веду очень рационально. За долгие годы у меня сложилась собственная система: где покупать, сколько покупать и как грамотно расходовать продукты. Я даже собираюсь написать кулинарную книгу о том, как вкусно, быстро и качественно составить меню на неделю для всей семьи. Или вот мы купили дом в Австрии – это не прихоть, а абсолютно рациональное решение. Нам же таким табором даже в отпуск сложно поехать: в любой гостинице приходится сразу передвигать всю мебель. А сборы, а чемоданы? Это же кошмар! А так у нас всегда есть место для отдыха – настоящий дом, где все оборудовано с учетом потребностей нашей семьи. И потом, там же такая красота! Рядом Вена, Альпы, столько всего можно увидеть – никогда не надоест. К нам туда часто приезжают гости. Прошлым летом нас там жило 17 человек! И все чувствовали себя, как дома.

 

ВРЕМЯ ДЛЯ СЕБЯ

 

Вот представьте себе мое утро. Троих средних детей нужно развезти по трем разных адресам – одного в детский сад, другого в школу в Межапарке, третьего в школу на Тейке. Каждому нужно уделить время, приласкать, найти нужные слова. Дети есть дети: кто-то облился молоком, кому-то не нравится одежда, кто-то не может найти позарез нужную ему игрушку. А тут еще и младшие близнецы просыпаются. Описать атмосферу нашего дома в этот час можно только словами, которые в эфире обычно заглушают звуками «пик-пик-пик». Нормальный ежедневный дурдом. За это утро я успеваю сделать столько, сколько обычный человек, возможно, не делает и за весь день. Но когда наконец все заканчивается, все дети развезены, а младшие накормлены и играют с нянькой, наступает мое время – законная чашка кофе с двумя бутербродами. А иногда – нечасто, раз в неделю, я даже могу себе позволить нырнуть в кровать и блаженно поспать часок. Потому что ночью я тоже работаю: один ребенок кашляет, другой во сне разговаривает – я все время начеку, в любой момент готова вскочить с постели. У меня хроническое, многолетнее недосыпание, и когда выдается этот сладкий утренний час, я отключаюсь моментально, едва прикоснувшись головой к подушке. Вот это мое время. А еще мое время – за рулем. Я же три часа в день работаю шофером. Пока стоишь в пробках, можно хотя бы по телефону спокойно поговорить – никто тебя не дергает за рукав и не вырывает трубку… Но самое прекрасное мое время – вечером, во время молитвы. Я понимаю, что все, что дано мне в жизни, – не моя заслуга, а подарок свыше. И каждый день благодарю за это Господа.

 

фото: пресс-материалы
Аурелия в фильме "Homo Novus"

ВДВОЕМ

 

Прошлой весной мы с мужем начали ходить на пилатес. Между прочим, это он меня подбил. Эти тренировки – чуть ли не единственное время, когда мы с Андрисом можем побыть вдвоем, без детей. Мы же потом еще долго сидим, пьем чай. Ну, как долго – минут десять… Нет, ну иногда мы, конечно, и в театр ходим, и в кино, но это случается нечасто. Как-то в Австрии, куда мы, как обычно, приехали всей семьей, у нас появилась возможность романтического отпуска. С нами были две помощницы, и они нас с Андрисом отпустили вдвоем в горы – на целых пять дней. Ходим мы по горам день, другой… И понимаем – скучно! Быстро на мотоциклах спустились по серпантину вниз – и к детям. Потому что без них нам уже неинтересно. Да, с ними трудно, но, когда ты видишь результат, ты понимаешь, что все трудности того стоили.

 

СПОРТ

 

Когда в последнем классе школы я решила, что буду поступать на актерский факультет, я начала изнурять себя спортом. Ну а как же? Тело для актера – рабочий инструмент, и этот инструмент должен быть хорошо налажен. Вдруг от меня потребуется сесть на шпагат? Я должна быть к этому готова. Но сейчас я со спортом на «вы». Силовые тренировки мне не нужны. Зачем мне гантели, если я каждый день выношу из Rimi по шесть пакетов с продуктами, а мои близнецы весят каждый по 15 кг, и иногда я их таскаю сразу по двое. Даже в страшном сне я не могу себя представить в тренажерном зале – рутина меня убивает. Физическая активность не должна превращаться в обязаловку – у меня в жизни и так слишком много вещей, которые я обязана делать. Спорт должен быть праздником, вдохновлять, приносить положительные эмоции. Пусть это будут танцы, или работа в саду, или прогулка на лыжах – но не за олимпийскими рекордами, а ради красивого вида с заснеженными елями. Спорт мне нужен не для мышц, а для грации. Вот почему я так «подсела» на пилатес. После тренировки ты чувствуешь себя активной, отдохнувшей, молодой, у тебя ничего не болит. Массаж этого не дает. На массаже я не могу расслабиться – все время думаешь о текущих делах. А на тренировке ты полностью отключена, ты занимаешься только собой.

 

фото: Наталия Березина

КРАСОТА

 

В детстве я считала себя дурнушкой. «Рыжий, рыжий, конопатый» – помните старый советский мультик? Вот так меня все и дразнили. Да, взрослые обращали на меня внимание, художники даже называли красивой, но мне-то хотелось нравиться своим одноклассникам! А потом в какой-то момент я из гадкого утенка стала превращаться в лебедя. Тут, конечно, и косметика сыграла свою роль, и модная одежда. Помню, купила у спекулянтов красивый фирменный плащ, ярко накрасилась и сразу стала чувствовать себя королевой. И вести себя стала по-королевски – во мне появилась какая-то надменность, самовлюбленность. И однажды моя тетя сказала: «Знаешь, Аурелия, есть такая сказка, про одну девушку, которая снаружи была красивая, а внутри гнилая. Это случайно не про тебя?» Меня тогда просто как обухом по голове ударили. Это был урок на всю жизнь. С тех пор внешняя красота для меня не имеет никакого значения. Кому нужна пустая красота? У человека должен быть внутренний свет, что-то внутри, что доставляет радость ему самому и приносит пользу другим. Мои любимые актрисы – Барбара Стрейзанд и Инна Чурикова. Их не назовешь классическими красавицами, но для меня они прекрасны своим талантом.

 

ЕДА

 

Я выросла в небогатой семье. Все средства у родителей уходили на наше с сестрами образование и развитие – книги, музыку, рисование. Но мама специально откладывала деньги, чтобы раз в неделю отвести нас в ресторан – нам с детства прививали застольный этикет. Сама она готовить не слишком любила, но продукты использовала только самого лучшего качества – или с собственного огорода, или с рынка. Настоящим гурманом был мой дедушка – очень образованный человек, эстет, преподаватель английского языка и вообще англоман. Помню, он все время пил чай с молоком, как истинный джентльмен. Поскольку я в еде была довольно привередливой, то с какого-то момента начала готовить себе сама. Изучала рецепты, экспериментировала, и закончилось все тем, что я стала в нашей семье главным поваром. Я и сейчас обожаю готовить. Конечно, я стараюсь придерживаться принципов здорового питания. Например, никогда не пережариваю пищу – все готовится на быстром огне. Никогда не покупаю готовый фарш – только свежее мясо, причем у одного и того же производителя. Но я против крайностей. Что такое низкокалорийная сметана? Это не сметана. Она должна быть жирной, чтобы ложка стояла. Просто не надо есть ее много. Запретных продуктов у нас нет. Иногда и чипсы можно себе позволить, и гамбургер. И кока-колы можно выпить – если у ребенка болит живот, это вообще первое средство. Просто не надо этим увлекаться. Умеренность – вот мой главный девиз. А строгие запреты только вредят.

 

КОЖА

 

У меня всего один крем для лица. Очень долго я умывалась самым обычным мылом и мазалась тем, что было под рукой. Смывать косметику перед сном – отличный рецепт, но у меня не всегда есть на это время. Про салоны красоты я вообще молчу – какие салоны с шестью детьми? Так что я не вправе давать кому-то советы в области ухода за собой. Легко быть красивой, когда у тебя удачные гены и нет особых проблем с кожей… Но одним рецептом все-таки могу поделиться. Это проверенное средство, которым я пользуюсь накануне съемок или важных мероприятий. Сначала на лицо наношу скраб из кофейной гущи (лучше всего использовать кофе из капсул). Потом заливаю кипятком два чайных пакетика, жду, пока чай заварится, и протираю этими пакетиками лицо. Ударная доза кофеина, витаминов и микроэлементов отлично тонизирует кожу и придает ей свежий вид. Еще можно протереть лицо кубиками льда – это тоже отлично взбадривает. Поскольку я человек эмоциональный и люблю поплакать, то утром у меня частенько бывают опухшие глаза. В таких случаях меня выручает гель швейцарской марки Cellcosmet. А если его нет, то вполне сойдет и сырая картошка… А вообще, универсальных рецептов нет – все люди разные, у всех разные проблемы. Я вот могу обойтись чайными пакетиками, а кому-то это не поможет.

 

РУКИ

 

Главное косметическое средство для меня – крем для рук. Вот тут я настоящая фанатка, тут я денег не жалею. У меня сухая кожа, поэтому рукам все время требуется подпитка. Плюс я их не берегу, даже в саду работаю без перчаток – мне нравятся тактильные ощущения. Единственное средство, которое идеально очищает от любых загрязнений, – это лимон. Он, кстати, еще и отлично смягчает кожу. Лимон для меня вообще продукт номер один. Я и воду пью с лимоном, и чай, и даже кофе. Если нужно взбодриться, делаю себе большую кружку кофе, выжимаю туда целый лимон и добавляю большую ложку меда – получается настоящая энергетическая бомба. Лимон можно и в качестве лака для волос использовать – он отлично держит локоны.

 

СОЛНЦЕ

 

Обычно рыжеволосые люди на солнце моментально сгорают. А у меня с солнцем нормальные отношения – могу загореть до красивого персикового цвета. Но я нетипичная рыжая. Моя мама где-то вычитала, что я принадлежу к самому редкому, практически уже исчезнувшему типу рыжих с синими глазами (обычно-то у них глаза карие или зеленые). Я люблю лето, люблю тепло, но не переношу жару – 25 градусов для меня предел. Уж лучше холод – ты можешь потеплее одеться, подвигаться, согреться. А в жару тебе просто некуда деваться, ты вянешь, как цветочек. По этой причине я и баню не люблю.

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

 

Однажды, лет 18 назад, я решила осветлить волосы – ну захотелось мне побыть в шкуре блондинки. Но, поскольку до этого я пользовалась хной, то волосы приобрели отвратительный зеленоватый оттенок. Пришлось их еще больше обесцвечивать, и фактически это их убило. Пришлось даже коротко подстричься. Мало того, что я чуть не лишилась своих волос, так еще и образ блондинки мне совершенно не подходил. Короче, несколько дней я прорыдала. Чтобы вернуться к своему натуральному цвету, потребовалось много времени и сил. Все-таки прав был мой папа, который говорил, что рыжий – это не цвет, это характер. С тех пор я свою природу переделать не пытаюсь. Вообще, я человек очень консервативный, я пахну нафталином. Предпочитаю проверенную классику, не бегу за модой, не следую трендам. В детстве мама мне говорила: «Самый красивый твой наряд – это скромность». С годами я убедилась в ее правоте.

 

МОЛОДОСТЬ

 

Сейчас повсюду царит культ молодости, а мне нравятся женщины, которые не стесняются своего возраста. Например, Мэрил Стрип. Я не вижу ничего плохого в старении. Каждая наша морщинка рассказывает о нашей жизни. Как можно все это взять и спрятать? Зачем? Мой муж, узнав, что меня будут фотографировать для журнала, сказал: «Только проследи, чтобы тебе не стирали морщинки». Я знаю, что некоторые мои коллеги для поддержания молодости кожи колют себе какие-то витамины, и это им помогает. Но сама я ничего подобного не пробовала. Просто я очень боюсь боли. Странно это слышать от женщины с шестью детьми? Но боль бывает разной. Головная или зубная боль меня дико бесит, я прямо на стенку готова залезть. А боль, связанная с рождением ребенка, совсем другая. Когда у тебя на руках крохотное существо, этот божественный подарок, любая боль отходит на второй план. Поэтому я всегда говорю, что мне легче родить, чем сходить к зубному.

 

 

АРОМАТЫ

 

У меня очень чувствительный нос. Пока еще я не умею распознавать все составные части ароматов, как я это делаю в области гастрономии (многие рецепты я воспроизводила по памяти). Но я чувствую, что в области парфюмерии у меня большой потенциал. И если бы я смогла поучиться этому искусству, то, наверное, выпустила бы собственную линию ароматов. Обычные духи, даже люксовых марок, мне уже неинтересны. Когда-то я любила Chloé, но теперь и это пройденный этап. Что-то необычное можно найти только среди нишевых ароматов. Самый красивый для меня запах – цветущей липы. Он горьковато-свежий, медовый, просто умопомрачительный. Такого аромата я не могу найти нигде. Еще я люблю аромат розы и зеленых листьев оливы. Вот три моих фаворита. Для меня это ароматы чистой гармонии.

 

ВОЗРАСТ

 

Сегодня я чувствую себя молодой, жизнерадостной и сильной. Но когда ты видишь, как стареют твои любимые люди и как быстро это происходит, ты понимаешь, что и с тобой это когда-нибудь произойдет. Я очень боюсь быть кому-то в тягость. Что будет, если я, например, не смогу двигаться? А я знаю, что это такое, – лежала с двойней. На второй этаж не могла подняться, квартал вокруг дома не могла обойти. Мышцы очень быстро атрофируются… Поэтому, пока тело держит, я стараюсь уберечь свою внутреннюю силу. Для этого и спортом занимаюсь, и за собой слежу. Не позволяю себе стареть, опускаться, впадать в уныние. Когда в роддоме на меня накатили черные мысли – мол, как все ужасно, как все болит, – я даже врачу пожаловалась. «Доктор, – говорю, – у меня послеродовая депрессия». «Да никакая это не депрессия, – отвечает он. – Это просто грусть, нормальное состояние после родов». «Не депрессия? А, ну тогда хорошо!» – обрадовалась я. Быстренько накрутила волосы на бигуди, накрасилась и стала ждать выписки. Откуда бигуди? Так я их всегда в роддом беру. И тушь водостойкую – а вдруг захочется поплакать? А как же иначе? Я и в роддоме должна быть красивой.

 

РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ

 

Когда мои младшие пойдут в школу, мне будет 51 год. А мне ведь еще надо их научить на лыжах кататься, на велосипеде… А потом уже и внуки пойдут. Когда же мне стареть? Поэтому я для себя решила: буду делать все, чтобы и в 70 лет смогла взобраться на Эверест, если вдруг такая мысль придет мне в голову. У нас есть друзья, супружеская пара, люди весьма преклонного возраста, но они настолько активны, энергичны и молоды, что просто диву даешься. Никогда нельзя останавливаться, сбавлять обороты. Чем старше мы становимся, тем больше у нас внутренних ограничителей. Мы теряем свою открытость, умение радоваться жизни – все то, что было нам свойственно в детстве. А это очень важно – не потерять своего внутреннего ребенка. Андрис тут вычитал в твиттере про бабушку, которую отвезли с травмой в больницу после того, как она решила сделать сальто на батуте. «Вот так я хотел бы постареть!» – сказал он мне. И я так хочу! Я хочу быть бабушкой, которая делает сальто на батуте.