Гениальные дети. Трагический финал
К 18-ти годам юный гений Сергей Резниченко окончательно устал быть самым умным. И решил уйти
Стиль жизни
27 января 2014 г., 8:26

Гениальные дети. Трагический финал

Otkrito.lv

Какой родитель не мечтает об одаренных детях? Читать раньше, чем ходить, играть на скрипке как Паганини, в детсадовском возрасте знать таблицу Меделеева... Казалось бы, таких юных гениев ждет великое и светлое будущее. Однако нередко за гениальность приходится платить очень высокую цену.

В 7 лет осилил «Войну и мир»

Одним из таких гениев является украинский мальчик по имени Сергей Резниченко. Слава его настигла в 2006 году после участия в интеллектуальном телепроекте «Самый умный». «Вундеркинд из Мелитополя» — так окрестили тогда еще 13-летнего Сережу журналисты после его ошеломительных результатов: он прошел 6 игр, хоть и не стал победителем.

Интерес к нему возрос с небывалой скоростью. Оказалось, что мама мальчика с раннего детства способствовала его развитию и намеривалась сделать из сына сверхчеловека с уникальными возможностями. «Строгая, властная, нелюдимая женщина, — говорят о ней соседи. — Пока сверстники Сережи гоняли во дворе мяч, парень зубрил математические формулы, познавал азы химии и физики. Она всеми средствами шла к поставленной цели». Успехи Сергея действительно были ошеломляющими: в 2 года юный гений научился считать, в 3 — читать, в 4 — писать, а в 7 лет осилил «Войну и мир» и вызубрил таблицу Менделеева. В первом классе школы и ноги его не было — он сразу отправился во 2-й класс. Потом перепрыгнул в 4-й. А в возрасте, когда все дети учатся в 9 классе, Резниченко уже поступил в Запорожский национальный университет на экономический факультет.

Однако все это было лишь прихотями матери. Соседи говорят, что эта женщина вообще не от мира сего: состояла в какой-то секте, запрещала сыну приглашать друзей в гости. «Так Сережка на протяжении 15 лет около нее и просидел. Мать его даже на выпускной вечер в школу не отпустила», — рассказывали соседи. Но на деле все было гораздо хуже. «Говорят, мать колотила Сергея нещадно. Когда преподаватели заметили на теле талантливого ученика следы от побоев, то забили тревогу. Мать Резниченко во избежание скандала перевела сына в другую школу. Потом мальчик и эту школу сменил. Но уже по другой причине — не ужился с одноклассниками», — рассказала одноклассница мальчика Татьяна Копыч. И это неудивительно, ведь, когда Сергею было 14, многим его одноклассникам уже исполнилось по 17. А в таком возрасте разница в годах ощущается острее... Отличником в обычном понимании он не был — просто знал ответ на любой вопрос. Не было такой олимпиады, на которой он не побывал, а в знании языков любой лингвист ему мог только позавидовать.

Казалось бы, у мальчика есть все, чем неустанно должны гордиться родители. Но все было иначе — матери Сергея это казалось недостаточным. И юное дарование стало давать сбои. «К доске Резниченко практически не вызывали, ведь он постоянно умничал, придирался, спорил с преподавателями. Он считал себя правым абсолютно во всем — возомнил себя центром Вселенной, — говорит Татьяна. — А в последних классах он практически забил на учебу — все чаще играл в электронные игры на телефоне или читал книжки. Учителя закрывали глаза и вздыхали: «Ему можно, он же у нас самый умный».

Начало конца

И вот в 15 лет все мучения, связанные со школой, были преодолены. Юноша не только пошел в университет, но и переехал жить в общагу, так как учебное заведение находилось в 120 км от дома. «Как же он был счастлив, когда вырвался из дома, сбежал от матери. К тому времени мне казалось, что он устал быть гением», — предполагает одноклассница Оксана Варьян. Похоже, она была права. Ведь, оказавшись на воле, Сергей начал курить, выпивать, интересоваться девушками. И своенравный характер вундеркинда еще больше стал выходить из-под контроля... На третьем курсе он окончательно забросил учебу, все чаще прогуливал лекции, ленился делать домашние задания, скандалил с преподавателями. Казалось, Резниченко больше не хотел быть самым умным — он хотел быть как все.

И ему это удалось. От мальчика, который обладал феноменальными способностями и памятью, ничего не осталось. «Учеба для него уже с первого курса не значила ровным счетом ничего, — вздыхают преподаватели. — Видимо, переучился мальчик в школьные годы. К 4-у курсу у Сергея накопилось 7 хвостов. Он так и не закрыл сессию. И тогда встал вопрос о его отчислении». Оказывается, у Сергея были заботы поважнее учебы — катастрофически не хватало денег. А устроиться на работу юному студенту было не так уж и просто — работодатели не воспринимали его серьезно, советуя подрасти. Подметать улицы и мыть грязную посуду Сергей даже не думал: он мечтал о богатстве, приговаривая, что через пару лет станет миллионером. «Он серьезно планировал уехать в Москву, где думал достичь высот. Хотел работать только на себя», — говорит подруга Наталья. Поначалу у него даже стало получаться — к мечте Резниченко решил приблизиться через рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам. Он прошел обучение на бирже, и даже что-то заработал, но потом его настигла черная полоса. Сперва из его кармана утекали небольшие деньги, но потом его долги начали расти со скоростью света... Он сам себе вырыл долговую яму, но верил — только богатые люди способны покорить мир.

Окончательно его «добила» любимая девушка, фотомодель Наталья, с которой он познакомился на съемках «Самого умного» в 2006 году. Загвоздка была одна — она жила в Питере. Поэтому встречались они очень редко, и Сергей все это время усердно откладывал деньги на поездку к любимой. В один прекрасный день он обнаружил, что накопленной суммы достаточно, и в приливе радости набрал номер Наташи. «Я скоро приеду!» — сообщил ей Резниченко. Но ответ, прозвучавший на том конце трубки, никак не вписывался в его сценарий: «Не надо. Я выхожу замуж…» Этот разговор состоялся вечером 31 января, а 1 февраля Сергея не стало. Ему было всего 18 лет.

«Я Бог»

Юноша выбросился из окна 8-го этажа здания общежития. Рано утром его тело нашли под окнами местные дворники. И только после просмотра его записей в социальных сетях можно понять, что творилось в душе у этого молодого человека. На своей страничке за день до смерти он совершенно открыто написал: «Последний день моей жизни»... И не только это могло насторожить заскочивших к нему в профиль людей. Несколькими месяцами ранее он поделился далеко не светлыми мыслями: «Мы живем в скучное время скучного мира, скучными жизнями, и все казалось бы ясно и открыто, и нечего искать, и все сделано до нас, и новые герои лишь умирают за других и жертвуют собой, но не творят... И само творчество дохленькое, выплескивают наружу жалкими потугами всяческие абстракционисты свои миазмы «вдохновения», хотя семилетний ребенок рисует порой краше. И нет места чуду. Или же... все-таки есть?»

А после смерти на столе Сергея нашли записку, где было написано на латыни два ясных и кратких слова: «Я Бог». Соседи по общаге рассказывали, что в последнее время он пребывал в депрессии и мечтал быть старше. Мол, никто серьезно его не воспринимает. «Он завел разговор о перерождении человека, называл себя Богом, считал, что силой мысли может изменить настоящее, — рассказала одна из подруг. — Это был наш последний разговор. А через 7 часов я узнала, что его больше нет...»

Ника Турбина: «Благослови меня, строка»

Ника Турбина прославилась как русская и украинская поэтесса. Казалось бы, ничего необычного, если бы не одно «но»: девочка начала писать стихи в 4 года! Все началось из-за болезни — Ника страдала от астмы, и до 11 лет она не могла спокойно спать. Поэтому девочка по ночам сочиняла стихи и просила маму и бабушку записывать те рифмы и строки, которые, по ее словам, вдохнул в нее Бог. Людмила Владимировна, бабушка талантливого ребенка, позже рассказывала: «Это могло случиться когда угодно, но чаще всего ночью. Она звала нас с мамой и приказывала: «Пишите». Стихи словно распирали ее, не давая покоя». Позже сама Ника называла себя ночным человеком: «Только ночью я чувствую себя защищенной от этого мира, от этого шума, от этих проблем. Я становлюсь сама собой». Смерть, ушедшее детство, одиночество, слепой ребенок, война — все эти темы невероятно точно и ярко отражены в стихах 8-9-летнего ребенка…

Любимым занятием маленькой Ники было долгое стояние у окна или разговор со своим отражением, глядя в зеркало, а еще к маленькой Нике приходил Звук. Именно так она называла неведомо откуда звучавший Голос, даривший ей бесконечные строки. Мама с бабушкой пытались остановить это, ведь сон не только не приходил к самой Нике — из-за нее не спали и остальные члены семьи. Но даже врачи ничего не могли сделать. Говорили — пусть пишет.

Надежда русской литературы

Неудивительно, что такой талант не остался незамеченным, и в 1982 году ее творения были опубликованы в газете. В 9 лет вышел ее первый сборник с названием «Черновик», который стал настоящим бестселлером — его перевели аж на 12 языков! Конечно же, девочка не обходилась без поддержки «свыше» — Евгений Евтушенко, например, помог ей войти в литературные круги столицы, в результате чего она смогла принять участие в международном поэтическом фестивале «Поэты и Земля». Она стала единственной после Анны Ахматовой поэтессой в России, которая получила премию «Золотой лев». Даже великий Иосиф Бродский не имел этой премии, а она имела. В 12 лет!

Это был настоящий феномен. Жизнь юной поэтессы кипела — она ездила по всей стране с гастролями, на школу времени не оставалось. Ника даже была в США, где встречалась с тем самым Иосифом Бродским. Однако популярность, как известно, состоит из двух сторон медали, а для ребенка, страдающего бессонницей, она стала настоящей проблемой. Врачи не раз говорили бабушке Ники, что при такой нагрузке ребенку необходимы консультации психолога. Но никто не смог уберечь это хрупкое создание — постепенно ее жизнь стала напоминать ад.

Сперва мама Ники начала строить новую семью — вышла замуж и родила второго ребенка, и все ее внимание было отдано маленькой Маше. Это очень сильно сказалось на психике Турбиной, ведь за 4 года до этого она будто бы предупреждала мать в своих стихах: «Только, слышишь, не бросай меня одну. Превратятся все стихи мои в беду». Затем следовал еще один удар — от нее отвернулся Евгений Евтушенко, который стал для девочки чуть ли не папой, которого у нее никогда не было… Да и публика, ранее восхвалявшая таланты девочки, постепенно просто забыла о ней. Она ждала звонков и прежнего внимания. Но не дождалась. И это сломало юную поэтессу. Как потом рассказывала Майя Никаноркина, мать Ники, ее дочь в то время была не в себе: баловалась алкоголем, тоннами пила снотворное и резала себе вены. Она зашивала ампулы, борясь с алкогольной зависимостью, потом снова срывалась. «Она все время боролась. Попытки резать вены были, но это было не постоянное желание: наоборот, она хотела жить, — рассказала Алена Галич, преподаватель Ники и дочь Александра Галича. — У человека, который пьет и которого не лечили, в голове все время возникают какие-то тараканы. Я свидетель, как она выковыряла ампулу, напилась, а потом мы искали наркологическую помощь. После таких попыток она тут же приходила в себя, ее это ошарашивало и она начинала дико бороться за жизнь».

«Я уйду в 27»

Как бы там ни было, но факт остается фактом — Нику не уберегли: в 1990 году у нее случился нервный срыв и она уехала в Швейцарию, где собиралась пройти курс лечения в психиатрической клинике. Кто бы мог подумать, что эта поездка обернется для нее… замужеством с 76-летним итальянцем! Он работал психиатром, и до этого она была знакома с ним лишь по переписке. Муж все время проводил на работе, и от тоски Ника снова стала пить, а через год вернулась домой, в Москву, и больше никогда не вспоминала о своем браке. Ей было 17 лет. Затем жизнь начала мотать Турбину еще больше: девушка словно металась от черного к белому. Ей удалось поступить в университет кинематографии, а в 1994 году ее без экзаменов приняли в Московский институт культуры. Притом что на тот момент у Ники были ощутимо нарушенная психика, неважная координация и ненадежная память, первые полгода она проучилась очень хорошо и снова писала стихи — на любом клочке бумаги и даже губной помадой. Однако потом она снова сорвалась. Самыми близкими друзьями Ники были алкоголь да наркотики, и однажды девушка выпала из окна пятого этажа… В тот раз ее спасло только то, что она зацепилась за дерево. Правда, не без последствий: ключица была сломана, а позвоночник поврежден. Она перенесла 12 операций и продолжала отшучиваться от всех вопросов: мол, вытряхивала на балконе коврик и не удержалась. Но было ли это правдой, не знает никто, ведь еще будучи в 7-летнем возрасте девочка писала о смерти. И совсем скоро та же самая ситуация произойдет во второй раз, только конец ее будет не таким удачным.

Еще пять лет Ника кое-как влачила свое существование: снималась в кино, выезжала за границу, пробовала себя на радио и телевидении. Но все это сопровождалось буйными припадками и психиатрическими больницами. Роковым днем стало 11 мая 2002 года. Ника была вместе со своим гражданским мужем Александром, но они повздорили, как это случалось не один раз. Девушка убежала в гости к своей подруге. Поэтесса сидела на подоконнике пятого этажа, свесив ноги вниз. И это были последние секунды ее жизни. Через мгновение она уже летела вниз. В возрасте 27 лет Ника навсегда покинула этот мир. Чтобы Нику отпели, Алена Галич попросила милицию не писать о том, что это самоубийство. В графе о причине смерти поставили прочерк… По словам мамы и бабушки поэтессы, порой Ника предвещала свою кончину: «Я уйду в 27, но до этого буду умирать десятки раз». А в интервью отвечала, что у нее не будет ни внуков, ни детей: «Боюсь, я не доживу до того момента, когда захочу рожать». Как бы там ни было, ее жизнь получилась точной копией ее стихов: такая же короткая и полная драматизма.

Разрисованная душа Саши Путри

Еще одна трагичная история о жизни вундеркинда произошла в Полтаве. 2 декабря 1977 года в этом украинском городе родилась Саша Путря — одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства. Ее отличительные черты стали заметны еще в 3-летнем возрасте — карандаш и кисточку она из рук не выпускала. «Болезни» Ники Турбиной и Саши Путри были очень похожи, только вместо стихов из Саши лились картины. «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет разрисованы до той высоты, куда она доставала рукой», — позже рассказал ее отец Евгений Путря. Родители не препятствовали таланту девочку, более того, папа даже сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но получил отпор. Саше это не было нужно, ей вполне хватало собственных впечатлений и воображения.

Своим искусством Путря пыталась изменить этот мир, сделать его добрее и прекраснее — таким же, как она сама. Особенно ее волновала судьба беззащитных животных. С любовью и нежностью девочка изображала их, оберегая от людской жестокости, пряча в домиках и подводной лодке. Так родилась серия рисунков «Щеночек Бимочка», «Медвежонок-царевич», «Дом для бездомных зверей». Но девочке не было суждено стать вторым Пикассо или Леонардо да Винчи. Вместе с празднованием своего пятилетия как гром среди ясного неба она получила страшный диагноз — лейкоз. Пытаясь убежать от нескончаемой боли, Саша стала посвящать еще больше времени своему любимому занятию, но уже в больнице. В этом заведении маленькую художницу знали и любили все: от няни до главврача. «Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье... Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем ее приятное прикосновение теплых щечек, утомленное тельце на плече...» — вспоминает Евгений. Однако мультяшные герои, зверята, рыцари и сказочные персонажи уже не жили в ее картинах. Вместо этого с полотна глядели образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты — то в виде Девы Марии, то в виде умудренной жизнью индианки. Рисунки были истинным отображением мыслей девочки. По словам отца, она увлекалась гороскопами, астрологией, а особенно ее занимала культура Индии.

 

«Папа?.. Ты прости меня... За все...»

Саша боролась за право жить 6 лет. Но сдалась и... попросила родителей отпустить ее. 22 января, будучи в больнице, она нарисовала свой «Последний автопортрет». А в ночь на 24 января она ушла. Последние ее слова были: «Папа?.. Ты прости меня... За все...» Незадолго до своего ухода она попросила его приложить руку к белому листу и обвела ее. Затем сверху приложила свою маленькую ладошку и проделала то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нем была изображена звезда Сириус, на которой Саша мечтала жить после ухода с нашей планеты. На Земле ей было отведено прожить всего 11 лет. Но вклад в мировое искусство Саша успела сделать неоценимый: за это время она создала более 2000 работ: 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, а также вышивки, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камушков, выжженные по дереву картины и даже технические чертежи, которые должны были, по ее мнению, помочь людям достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. После ее смерти слава накрыла Сашу с головой: с 1989 по 2005 год состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах, а в Австрии с ее рисунком даже был выпущен почтовый конверт и штемпель. О юной художнице снято пять документальных фильмов. В детском саду, где воспитывалась девочка, о ней тоже не забыли и открыли музей, на стене которого установлена мемориальная доска. В ее родном городе работает Детская художественная галерея имени Саши Путри, а под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

Любовь Новоселова Фото: скриншот Youtube, vk.com, официальный сайт