фото: LETA
Руководитель Службы госдоходов: "Не надо нас критиковать, лучше поучитесь"
Реально & Невероятно
18 января 2019 г., 17:13

Руководитель Службы госдоходов: "Не надо нас критиковать, лучше поучитесь"

rus.db.lv

В ходе выступления на организованной издательством Dienas Bizness в сотрудничестве с бюро присяжных адвокатов BDO Law и AS BDO Latvia «Налоги 2019 – Глобальные вызовы и возможности для местного предпринимателя» и.о. генерального директора Службы государственных доходов (СГД) Даце Пелека заявила, что слышит много критики в адрес СГД, однако часто она необоснованна.

В Латвии налоги ниже, чем, к примеру, в Германии и США, однако в Германии и США стоит очередь из инвесторов, а к нам никто не стремится. Отчего же так? - задается вопросом ведущий партнер BDO Latvija Янис Зелменис. «У нас нет ста миллионов потребителей, чтобы быть интересным для иностранного бизнеса, но хотя бы на уровне СГД и других государственных учреждений нам надо быть многоязычными, чтобы привлекать в Латвию инвесторов и говорить с ними на их языке. Но складывается такое впечатление, что учреждения в Латвии не работают сообща», - говорит он.

На это директор налогового управления СГД Даце Пелека ответила, что такой департамент в СГД уже есть, и только лишь знание языков - это очень узкий вопрос. Кроме того, у СГД есть 32 партнеров по сотрудничеству - это разные ассоциации, объединения и профессиональные организации. «Они рассказывают нам, какие в отрасли предприятия работают чисто, кто работает в серой зоне и пр. - говорит она. - И последние опросы показывают, что удовлетворенность работой СГД в среде предпринимательства по 10-бальной шкале составляет 8,5. Это очень хороший показатель».

По словам Пелеки, СГД Латвии часто сравнивают с налоговыми службами других стран, и чаще всего Эстонии.

«Однако когда мы начинаем общаться между собой, то выясняются удивительные вещи. Например, мы признаем, что у нас есть мошенничество с НДС - воровство, карусельные схемы и пр. А коллеги из других стран говорят, что у них такого нет. Мы, конечно, удивляемся и спрашиваем, что же вы делаете лучше нас, что у вас нет воровства НДС.

Но выясняется, что у коллег из других стран просто нет информации о том, что у них на самом деле происходит с НДС у них в стране. Это вопрос о том, насколько громко или тихо мы говорим о своих достижениях, о том, что мы делаем отлично. У латышей есть отличительная черта: слишком громко говорить о своих неудачах и тихо говорить о достижениях», - говорит она.

Пелека признается, что главное в работе СГД - определить приоритеты, а не тратить время и усилия на мелочи. «Мы признаемся, что в Латвии есть отрасли с большой долей теневой экономики, - говорит она. - Есть отрасли, где этот процент маленький, и убытки для бюджета, следовательно, будут небольшими. В целом с приоритетными отраслями экономики в Латвии все в порядке. Значит мы будем уделять больше усилий там, где есть больше проблем, потому что наши мощности такие, какие они есть. Да, мы не можем вовремя обработать все налоговые декларации. Значит мы рассмотрим из позже, поскольку если не будет изменена политика в отношении этих деклараций, значит мы будем рассматривать их по мере наших возможностей. Да, мы не сделаем это вовремя, и я считаю, что ничего страшного. Извините!»

СГД - это своего рода зеркало нашего общества, - считает Пелека. «И я была бы очень рада, если бы наше общество не только критиковало нас за то, что мы не сделали, но и поучилось бы у нас.

Бывает, в СГД приходит человек с последней моделью смартфона и просидев в очереди три часа, начинает писать в социальных сетях, какие мы плохие, не можем его нормально обслужить и рассмотреть его налоговую декларацию.

В тот момент, когда наш консультант просто показывает ему, что налоговую декларацию можно легко заполнить в электронном виде, он учится у нас, и это и есть наша работа. В Эстонии, например, электронные услуги используют все, и никто не сидит в очередях. Но сколько людей используют их в Латвии? А ведь наша электронная система EDS признана очень качественной и удобной».

На вопрос о том, успевает ли СГД адаптировать к законодательным изменениям, принимаемым политиками в последний момент, Пелека ответила скептически: «А вы знаете, что будет после Brexit? К нам пришел предприниматель и задал как раз этот вопрос. Мы не смогли ему ответить. Когда политики принимают закон с конкретным сроком вступления в силу, то есть разные сценарии. Хорошо, если закон принимают в начале года, у и нас есть время для того, чтобы построить свою систему под этот закон, в том числе и EDS. А вот теперь предположим, что в ноябре политики вдруг решают, что закон надо менять и все делать по другому. И что мы должны делать? Работать!

Чтобы обеспечить эти изменения с 1 января. Не все так плохо, конечно, потому что к нам прислушаются. На разных конференциях и собраниях уже много лет назад я говорила, для СГД есть магическая цифра - 9 месяцев. Именно столько нужно для того, чтобы адаптировать наши системы для законодательных изменений. И второй вопрос - успеем ли мы обществу рассказать об этих изменениях. Это невозможно сделать за месяц, другой. Всегда найдется тот, кто не слышал, не знал, не понял или был за границей в это время. Поэтому в последнее время с министерством финансов мы много говорим именно о стабильности и прогнозируемости».