3 года без Николая Караченцова: как рождалась знаменитая рок-опера "Юнона и Авось"
Стиль жизни
26 октября 2021 г., 10:47

3 года без Николая Караченцова: как рождалась знаменитая рок-опера "Юнона и Авось"

Otkrito.lv

Три года назад, 26 октября 2018 года, за день до своего 74-летия, ушел из жизни народный артист РСФСР Николай Карaченцов. Он сыграл десятки ярких ролей в театре и в кино, а самой запоминающейся его работой на сцене стала главная роль в легендарной рок-опере "Юнона и Авось".

Всего неделю назад исполнилось 40 лет театральному чуду, визитной карточке "Ленкома", рок-опере "Юнона и Авось", — официальная премьера была сыграна 20 октября 1981 года. За сорок лет спектакль сыграли 1753 раз. Исполнители многих ролей менялись, неизменным оставался только Николай Караченцов, но в 2005 году, с момента аварии, Караченцов перестал выходить на сцену, рассказывает портал «Культурология».

Марк Захаров не был уверен в успехе этого проекта — его предыдущую рок-оперу комиссия отклоняла 11 раз. В том, что произошло дальше, режиссер видел какую-то мистику. Поэт Андрей Вознесенский рассказывал, как они вместе с Захаровым отправились в Елоховскую церковь и поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери, о которой упоминалось в поэме, — и «Юнону и Авось» приняли с первого раза.

К тому моменту Николай Караченцов выступал на сцене «Ленкома» уже 11 лет, правда, первые 6 лет ему доставались только второплановые роли. Но ни разу Караченцов не задумывался о том, чтобы уйти из театра, словно знал: его звездный час впереди. Он говорил: «Уволиться из этого театра — для меня все равно что уехать в эмиграцию. Чтобы решиться на такой шаг, надо испытать какую-то сильную боль. Для меня «Ленком» — целая страна, где много интересной работы». Вскоре такой работы для него действительно нашлось очень много, ведь Захаров не сомневался в том, что найдет для актера роль в своем новом спектакле.

Композитор Алексей Рыбников рассказывал: «Говорят, внутри «Ленкома» происходил своеобразный кастинг. То, что будут задействованы Караченцов и Абдулов, ни для кого не было секретом. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов». После того, как все услышали пение Караченцова в музыкальном фильме «Собака на сене», ни у кого не возникало сомнений по поводу того, что все вокальные партии в спектакле он сможет исполнить самостоятельно.

Хотя все складывалось очень удачно и актеры блестяще воплотили замысел режиссера, поэта и композитора, никто не ожидал того, что спектакль тут же разрешат к показу. Волнение оказалось напрасным — благодаря стечению счастливых обстоятельств или даже мистики, госкомиссия приняла спектакль с первого раза, несмотря на провокационный текст и звучавшие в нем молитвы и рок-музыку.

Эту постановку называли тогда театральной сенсацией — с первых же показов она стала культовой. Даже Марк Захаров не знал, как объяснить тот факт, что чуждый советскому искусству жанр рок-оперы появился на театральной сцене не только в СССР, но и за рубежом. Сам Пьер Карден, друживший с Вознесенским, похлопотал о том, чтобы театр приехал на гастроли в Париж, где премьера «Юноны и Авось» произвела фурор.

Наверняка все, кто хоть раз видел Николая Караченцова на сцене, вряд ли это забудут. Он выкладывался даже не на 100 — на 200 процентов. Во время спектаклей актер неоднократно получал травмы, часто даже не замечая в каких моментах. В 1985 г. во время гастролей в Куйбышеве он сильно повредил колено, но доиграл постановку «Юнона и Авось» до конца. А позже узнал, что у него — разрыв связок коленной чашечки и мениска. Как с такой болью можно было оставаться на ногах, удивлялись даже врачи.

Февраль 2005 г. разделил жизнь Николая Караченцова на «до» и «после». Он попал в серьезную автомобильную аварию, получил черепно-мозговую травму и провел в коме почти месяц. Его удалось спасти, но с последствиями аварии актер боролся долгие годы — ему пришлось заново учиться ходить и говорить. При этом речь и двигательную активность полностью восстановить так и не смогли. К тому моменту спектакль «Юнона и Авось» с неослабевающим успехом шел на театральной сцене уже почти 25 лет. За это время сменилось несколько актрис, исполняющих главную женскую роль, а вот в главной мужской роли представить кого-то, кроме Караченцова, было просто невозможно. Но обстоятельства сложились так, что ему пришлось искать замену.

Николай Караченцов (1944-2018)

gallery icon

После этой трагедии Караченцов не сдался, восприняв это происшествие как урок судьбы: «Случай в мою жизнь вмешался два раза. Первый и счастливый — «Юнона и Авось». Не каждому актеру так повезет. Многие мечтали о подобной роли. Да, был огромный успех. Меня в буквальном смысле слова носили на руках. Стало казаться: так будет всегда. А потом произошел второй Случай. Несчастный. Авария и кома. Я думаю, Бог послал мне это, чтобы очистить мою душу и дать понять, что такое есть жизнь без фанфар».

Прощание с Николаем Караченцовым

gallery icon