Низкие темпы кредитовая и низкий экономический рост в Латвии – как разорвать замкнутый круг
фото: Publicitātes foto
Артур Юкш, руководитель Кредитного управления Rietumu Banka.
В Латвии

Низкие темпы кредитовая и низкий экономический рост в Латвии - как разорвать замкнутый круг

Артур Юкш

Pуководитель Кредитного управления Rietumu Banka

В последнее время в Латвии обсуждаются темпы кредитования экономики и наше отставание от балтийских соседей, а отсутствие понятных причин этого создает напряжение и непонимание в обществе.

Очевидно, что кредитование и экономика взаимосвязаны. То, что экономика растет медленно из-за недостаточного кредитования, или наоборот – кредитов выдается мало, потому что экономика растет медленно – это две стороны одной медали. В этом комментарии постараемся выявить, почему темпы кредитования в Латвии ниже, чем в других странах Балтии, и как разорвать этот замкнутый круг.

Проблема явно не в самих латвийских предприятиях – наши бизнесмены ничем не хуже своих балтийских соседей и тоже имеют амбициозные планы, идеи, цели и способности. Ничем не хуже и латвийские банки, которые рациональны и хотели бы зарабатывать на кредитовании – у них нет причин быть консервативнее банков в других странах Балтии. Проанализируем, какова же объективная ситуация. 

В Латвии объемы кредитования бизнеса действительно самые низкие в Балтии

Среди Балтийских стран только в Латвии портфель корпоративных кредитов по сравнению с 2010 годом уменьшился. В конце 2010 года он составлял 9,4 миллиарда евро, а в конце 2023 года – только 5,7 миллиарда (снижение на 40%). За этот же период в Литве произошел рост с 8,6 до 10,8 миллиарда, а в Эстонии – с 6,5 до 10 миллиардов.

При этом нужно учитывать специфику Латвии. В 2010 году наши банки выдали кредиты на 2,7 миллиарда нерезидентам, среди которых было много юридических лиц. Это частично объясняет, почему в Балтии именно Латвия в то время имела самый большой корпоративный кредитный портфель. Банки Литвы и Эстонии не выдавали столь больших сумм иностранным предприятиям.

Однако это не объясняет, почему в Латвии корпоративный кредитный портфель так резко уменьшился. Поскольку, даже за вычетом кредитов нерезидентам, у нас мог бы произойти примерно такой же рост кредитования, как в соседних странах. Но сегодня мы видим, что на конец 2023 года корпоративный кредитный портфель на одного жителя в Латвии составляет 3 023 евро, в Литве - 3 818 евро, а в Эстонии – 7 515 евро.

Кредитование бизнеса и рост ВВП

Как мы уже отмечали, кредитование бизнеса влияет на рост экономики, и наоборот. Кредитование помогает предприятиям развиваться, что в свою очередь ведет к повышению ВВП. В то же время прирост ВВП способствует развитию кредитования, поскольку увеличиваются доходы домохозяйств, накапливается капитал, растет внутренний рынок, увеличиваются экспортные возможности.

ВВП в Латвии меньше, чем в соседних странах. В конце 2023 года ВВП на душу населения в Латвии составлял около 15 269 евро (по данным о численности населения за 2022 год), в Литве - 16 669 евро, а в Эстонии - 18 621 евро. При этом в Латвии темпы роста ВВП на душу населения с 2010 года были схожими с Литвой и Эстонией – в начале у нас этот показатель был ниже, но с 2010 года (9 881 евро) значительно повысился.

Таким образом мы видим, что ВВП Латвии растет на фоне уменьшения корпоративного кредитного портфеля. Из этого следует вывод: объемы корпоративного кредитования снизились не из-за падения ВВП. То есть экономика Латвии растет и точно могла бы расти быстрее в условиях более интенсивного кредитования бизнеса.

О чем свидетельствует ситуация в строительстве

Строительная отрасль является значимым индикатором экономической активности, спроса и предложения. Ситуация в ней также показывает, что

Латвия существенно отстает от соседей. Так, в апреле 2024 года средняя цена за квадратный метр жилья в центре Риги составляла 2893 евро, в Вильнюсе – 4428 евро, а в Таллинне – 4184 евро (по данным агенства Global Property Guide). Также на конец 2023 года в Латвии было выдано намного меньше разрешений на строительство (628), в Литве – 1394, а в Эстонии –1872.

Посмотрим на это с позиции нашего основного вопроса – в Латвии меньше строят, поскольку меньше кредитуют, или же меньше кредитуют, поскольку нет спроса. Строительство, в особенности жилое, с точки зрения кредитования является достаточно простой отраслью, с понятной динамикой спроса и затрат. Так что можно утверждать, что банки охотно кредитовали бы строительство при условии наличия спроса на рынке – это прибыльный бизнес.

Кредиты в Латвии не дороже, чем у соседей

Факты не подтверждают популярного тезиса о том, что причиной сдержанного кредитования бизнеса в Латвии являются более высокие процентные ставки.

Хотя по данным ЕЦБ в 2010 году в Латвии эти ставки были выше (5.3% по сравнению с 4% в Литве и 4.5% в Эстонии), с 2019 года они во всех странах Балтии очень похожи. Да, в отдельные годы процентные ставки в Латвии были немного выше, но, например, в 2021 году средние ставки в Латвии (2.8%) были ниже, чем в Эстонии (3.1%).

Можно сделать вывод о том, что ставки как таковые не являются причиной более низких объемов кредитования в Латвии – разница с соседями тут несущественна.

По эффективности использования средств Эстония впереди

Предположим, что низкий объем корпоративных кредитов в Латвии объясняется тем, что наши банки используют свободные средства неэффективно. Для этого посмотрим на соотношение кредитов к депозитам – а именно, сколько размещенных на депозитах средств банки выдают в качестве кредитов.

Мы видим, что в Латвии в 2023 году соотношение кредитов к депозитам составило 0,63, в Литве – тоже 0,63, а в Эстонии – 0,88 (международный эталон – 0,8-0,9). Если рассмотреть только корпоративные кредиты к депозитам, то в Латвии и Литве этот показатель будет 0,3, в Литве – 0,3, а в Эстонии – 0,4.

Интересно, что в 2010 году, когда в Латвии корпоративное кредитование было очень активным, этот показатель составлял 1,2 – то есть сумма кредитов превысила сумму размещенных в банках депозитов. В то время в Литве и Эстонии эта цифра составляла 0,8. Очевидно, что эта разница объясняется большим объемом кредитования нерезидентов в Латвии в то время.

Можно сделать вывод, что латвийские банки в плане использования ресурсов особо не отличаются от литовских коллег, и только эстонские здесь более эффективны.

Для кредитования нужен капитал – почему у соседей его больше?

Для кредитования бизнеса критически важна величина капитала у банков, и этот фактор зависит от инвестиций. Именно здесь мы видим важнейшие различия между Латвией, Литвой и Эстонией – в Латвии меньше прямых иностранных инвестиций.

В конце третьего квартала 2023 года объем иностранных инвестиций в Латвии составил 26 миллиардов евро, в Литве 36 миллиардов евро, а в Эстонии – 46 миллиардов евро. По показателю объема инвестиций на душу населения Латвия опережает Литву (на конец III квартала 2023 года: Латвия - 13 720 евро и Литва - 12 677 евро), но значительно отстает от Эстонии с ее 34 238 евро на душу населения – очевидно, что Эстония привлекает инвестиции гораздо более успешно.

Здесь выкристаллизовывается важная корреляция: разница в размере корпоративного кредитного портфеля в Эстонии и в Латвии пропорциональна разнице иностранных инвестиций.

Эстония смогла на 148% больше нарастить корпоративный кредитный портфель на одного жителя, и этому есть логичное объяснение – на 150% больше иностранных инвестиций на одного жителя, чем в Латвии.

Подобная, хотя менее выраженная, корреляция прослеживается при сравнении Эстонии с Литвой. В Эстонии корпоративный кредитный портфель на одного жителя на 97% больше, чем в Литве, а объем иностранных инвестиций на одного жителя больше на 170%. Но местный рынок капитала в Литве намного активнее, чем в Латвии, что частично компенсирует относительно низкий уровень иностранных инвестиций и позволяет литовским соседям кредитовать на 26% активнее.   

Инвестиции как главный фактор для развития кредитования

Приведенные выше показатели наглядно демонстрируют, что, очевидно, именно инвестиции являются определяющим фактором для развития корпоративного кредитования в странах Балтии. Ведь, чем больше инвестиций, тем больше у предприятий капитала и тем больше они могут привлечь банковское финансирование для дальнейшего роста.

И именно этот фактор следует учитывать государственным и политическим лидерам: Латвии необходимы прямые иностранные инвестиции, которые увеличат капитал. Тогда банки сыграют свою роль и смогут достаточно эффективно способствовать развитию бизнеса посредством кредитов – без инвестиционного капитала же это невозможно.

Инвестиционный климат можно улучшить

Не стану утверждать, что иностранные инвестиции – единственная причина низкого уровня кредитования в Латвии. Можно сказать также, что в Латвии меньше инвестиций из-за низких темпов кредитования: инвесторы выбирают соседние страны, которые развиваются более интенсивно.

Но, говоря о кредитовании, нельзя игнорировать недавние сообщения о том, что иностранные инвесторы сейчас оценивают инвестиционный климат в Латвии хуже, чем когда-либо. Инвесторы отмечают следующие проблемы: недоступность рабочей силы, низкое качество образования, высокий уровень бюрократии, отсутствие механизма привлечения инвестиций и геополитическую ситуацию. Конечно, последнюю проблему мы самостоятельно не решим, но можем повлиять на все остальные аспекты.

Ведь, если нашим соседям удалось создать более привлекательный инвестиционный климат, то почему нам этого не добиться?

Что еще может помочь экономическому росту

Важную роль играет также уровень конкуренции на банковском рынке. Но не думаю, что для Латвии сейчас это негативный фактор. Мы видим, что за каждый перспективный кредитный проект соперничают между собой как минимум 3–4 банка, и клиенты получают лучшие условия. Аналогичная ситуация и в Литве, и в Эстонии. Величина суммы корпоративных кредитов зависит от капитала, и тут мы снова возвращаемся к вопросу инвестиций.

Ясно, что замкнутый круг низких темпов кредитования и низкого экономического роста должен быть разорван. И очевидно, что на первый план здесь выходит вопрос привлечения инвестиций.

Существенный приток нового капитала в страну изменил бы динамику спроса и предложения во многих сферах и способствовал бы развитию кредитования, в том числе финансирования крупномасштабных проектов.

Позитивным фактором могло быть стать и стремительное развитие какой-либо новой для Латвии отрасли. Помогла бы и новая политическая инициатива, способствующая росту инвестиций и экономики – например, поддержка строительства жилья или гарантии по кредитам предприятиям. Или, скажем, новая политика в отношении специальных экономических зон.

Решения могут быть разными, но ясно одно – они должны быть. У банков же ресурсы для финансирования бизнеса имеются, и они готовы кредитовать.