Неизвестная болезнь: еда застревает в горле. Что делать?
фото: Shutterstock
В мире

Неизвестная болезнь: еда застревает в горле. Что делать?

Otkrito.lv

Эта редкая болезнь вызывает удушье при еде, требует строгой диеты, но почему многие врачи не умеют ее выявлять даже при ярких симптомах?

Проблемы 25-летней израильтянки Таль Файнгольд начались, когда ей было всего 6 лет, пишет сайт vesty.co.il. Девочка проглотила мелкую монетку, и та застряла в пищеводе. "Мы отправились в приемный покой, и врачи там очень удивились. Они сказали, что такого не может быть: шекель - очень маленькая монетка, она должна была не застрять, а опуститься в желудок и далее. Тем не менее монету извлекли, не сделав никаких других обследований пищевода. С тех пор у меня вечно застревает там еда. Любая, даже хорошо прожеванный рис.

Это длится уже много лет. Во время еды пища застревает в пищеводе и не проходит в желудок. Приходится ехать в больницу. Иногда пища спускается вниз, когда я сижу в приемном покое и жду осмотра врача. Только после этого можно снова свободно дышать и успокоиться - до следующего раза, который наступает через 1-2 недели.

Болезнь причиняет мне тяжелые страдания. Когда еда застревает, приходится прилагать усилия, чтобы протолкнуть ее дальше. Слюна течет рекой, чтобы облегчить проглатывание. Возникает ощущение, что пищевод не может сокращаться и проталкивать еду вниз.

В конечном итоге, после множества визитов в приемный покой, врачи решили провести мне гастроскопию. Оказалось, налицо были все симптомы ЕОЕ. Если бы врачи больше знали об этом состоянии, диагноз могли бы поставить гораздо раньше", - жалуется Таль.

Болезнь, которой страдает Таль, называется эозинофильный эзофагит (ЕОЕ). Она возникает потому, что слизистую оболочку пищевода атакуют эозинофилы - вид лейкоцитов, сопровождающих воспалительный процесс. "Эти клетки играют важную роль в механизмах иммунитета, - говорит мама Таль Файнгольд. - Они защищают организм от инфекций, но их не должно быть в пищеводе. Когда они там появляются, это тревожный признак".

Болезнь ее дочери диагностировали лишь через несколько лет, когда один врач назначил ей биопсию слизистой оболочки пищевода. "Эту болезнь очень часто не распознают, - говорит д-р Матан Ситерман, гастроэнтеролог из больницы "Бейлинсон". - Это - новая болезнь, которую впервые диагностировали в 1990-х годах. Осведомленность о ней очень низкая, а заболеваемость растет во всем мире. По оценкам, в Израиле на каждые 2-5 тысяч человек приходится один больной с этим диагнозом".

По мнению матери Таль Файнгольд, таких больных всех возрастов - от малышей до пожилых людей, - тысячи. "Если вы или ваши дети страдают трудностями глотания, если у вас в пищеводе застревает еда, то, возможно, речь идет о ЕОЕ, и необходимо обратиться к гастроэнтерологу", - поясняет она.

34-летний Эльад Лернер также болен ЕОЕ. Постановки диагноза он ждал несколько лет. "Я мучился с 3 до 16 лет, и никто не мог сказать, чем я болен, - вспоминает он. - Меня постоянно рвало после еды, я страдал болями в животе и поносом, но врачи не знали, что со мной происходит. Меня много раз обследовали, в том числе психиатры, полагая, что речь идет о булимии. Конечно, никакой булимии у меня не было - и лишь в 16 лет выяснилось, что у меня EOE".

Теперь молодой человек знает, чем болен. Недуг протекает весьма болезненно. "Когда я ем, я задыхаюсь, - говорит он. - Формально я могу дышать, но чувствую удушье до тех пор, пока организм не справится с едой или не произойдет рвота".

Эльад соблюдает строгую диету. "Список того, что мне нельзя есть, намного длиннее списка дозволенного. Мне нельзя есть мясо, животные белки, рыбу, птицу, яйца. Запрещена выпечка: хлеб, питы, пироги. Мне можно есть картошку, лук, чеснок, немного яблок - но в небольших количествах. Разрешены и молочные продукты, кроме обогащенных белком. Вес у меня ниже нормы, но анализы крови без отклонений".

Такая диета - основной метод лечения, по словам д-ра Ситермана. "Есть также эффективные лекарства, принимаемые в таблетках. В последнее время разработаны биопрепараты, которые вводят в виде уколов раз в один-два месяца. Эта болезнь не угрожает жизни, но сильно снижает ее качество. Она носит хронический характер, и с этим приходится жить", – рассказывает он.

По современным представлениям, эозинофильный эзофагит - это аутоиммунное расстройство. В его лечении, помимо строгой диеты, применяются лекарства из группы ингибиторов протонной помпы, например омепразол (коммерческие названия Losec и Omperadex), а также стероиды.