"Ужасающее зрелище…": это был выходной фельдшера NMPD Рустама, который он запомнит навсегда
11 февраля выдался сырым и неприятным днем, условия на дорогах требовали от водителей бдительности. Вечером того дня произошла тяжелая авария с микроавтобусом возле Берзкрогса. В происшествии пострадали семь человек, один пострадавший погиб, у четверых медики констатировали политравмы. Рустам Юнусов, сертифицированный помощник врача NMPD, тогда возвращался домой в Ригу из Гулбене. С ним о пережитом побеседовала специалист по связям с общественностью NMPD Илзе Упите-Завьялова.
Рустам Юнусов делится воспоминаниями того дня: "На улице уже стемнело. На одной стороне дороги стояли три машины, на другой две. Первое, что я подумал - охота или тусовка? Не видел ни одного пострадавшего, ни одной разбитой машины. Я проехал еще около 150-200 метров и все-таки решил остановиться, что-то не давало покоя.
Я поехал назад, остановился и направился туда, где собрались люди. Сразу почувствовал, что у меня под ногами голый лед. В этот момент по дороге ехал грузовик, который начал тормозить и соскользнул, едва не врезавшись в стоящие на обочине машины, люди испугались, разбежались кто куда, прыгнули в кювет".
По словам Рустама, он, подойдя ближе к месту происшествия, увидел, что люди взволнованы - один куда-то бежит, другой размахивает руками, третий кому-то звонит. Также он встретил двух женщин, которые сказали, что бусик съехал в кювет, но там ничего серьезного не произошло.
"Потом я увидел большую канаву с крутыми краями, и в ней лежал микроавтобус с сильно вогнутой, измятой крышей, оторванными шасси, выбитыми окнами. Ужасающее зрелище... Я понял, что будет плохо. Те, кто ходили рядом, оказались водителями и пассажирами припаркованных машин, а в снегу рядом с бусиком лежали пострадавшие", - взволнованно рассказывает фельдшер.
Он начал считать, сколько на самом деле пострадавших, и на пару десятков секунд его охватил шок и страх: "Что я могу сделать в этой ситуации, что я буду делать, каковы будут последствия моих действий?! Я взял телефон и позвонил в Центр оперативного управления NMPD".
Рустам обратился к собравшимся, объяснил, что работает в NMPD, является сертифицированным помощником врача и спросил, готовы ли они ему помочь. Часть людей испугалась еще больше, села в машины и уехала, те, кто не испугался, пытались помочь. "Я спросил, есть ли у них в машинах одеяла из фольги, аптечки, одним словом, попросил принести сюда все, что связано с первой помощью. Потом объяснил, что начнем помогать пострадавшим, накрывая их одеялами из фольги, чтобы у них не наступила гипотермия", - говорит медик.
Он также сказал, что если получены тяжелые травмы, переохлаждение тела может наступить очень быстро и существенно ухудшить состояние пострадавшего. "Рядом с каждым пострадавшим я "приставил" человека, чтобы тот с ним разговаривал, обеспечивал словесный контакт и наблюдал за изменениями. Один из них спросил меня, что делать, если пострадавший перестанет говорить. Я ответил, что если перестанет говорить, пусть сразу скажет мне. Еще раз провел осмотр пострадавших в аварии с целью выяснить, в каком состоянии находятся пациенты, не ухудшилось ли оно. Потом я встретил возле микроавтобуса двух молодых парней, которые очень хотели помочь, но не знали, что делать. Они указали на пострадавшего, которому хуже всего", - рассказывает Рустам.
Осмотрев его, фельдшер понял, что здесь все очень плохо. Он спросил помощников, знают ли они что-нибудь об оказании первой помощи. Оба заверили, что знают, ходили на курсы. Одного из них попросил зафиксировать голову пострадавшего, а другого - поддерживать контакт. "Мне пришлось добежать до машины, чтобы найти там еще одно средство, которое могло помочь. Я смотрел, что еще можно взять, пока не заметил брелок, который мне когда-то подарила жена, она тоже медик", - продолжает свой рассказ Рустам.
Это было одноразовое устройство стоимостью 70 центов с антиклапаном, которое могло бы помочь сделать дыхание изо рта в рот. Он взял его и побежал обратно к потерпевшему. Тот уже потерял сознание, остановилось дыхание. Рустам с помощниками посменно делали дыхание изо рта в рот пострадавшему, а также он еще продолжал следить за остальными. Они держались, но состояние некоторых ухудшалось.
"Прошло несколько минут - каждая минута в таких ситуациях кажется часом - прежде чем я услышал звук сирены. На место происшествия прибыли спасатели VUGD. Совместными усилиями с доступными ресурсами мы посменно делали массаж сердца, искусственное дыхание... Затем прибыли бригады NMPD, первые коллеги, как я понял, спешили сюда из Цесиса. Они взяли сумки, дефибриллятор и направились к пострадавшим. В самом тяжелом состоянии по-прежнему находился пострадавший, у которого наступила клиническая смерть и которому мы продолжали проводить сердечно-легочную реанимацию. А пока не прибыли следующие бригады, я еще раз осматривал пострадавших", - говорит фельдшер.
Всего на месте происшествия работали шесть бригад медиков. Прибыла и бригада, которая отправляется на помощь по самым тяжелым вызовам. Им Рустам рассказал, во сколько начались реанимационные мероприятия, сколько потенциальных пострадавших и каково состояние этих пациентов.
На месте происшествия он работал с коллегами, пока всех пострадавших не вынесли наверх и не поместили в оперативные медицинские транспортные средства.
Как часто случаются подобные ситуации, когда пропустить аварию невозможно, даже несмотря на то, что в тот момент ты был не на работе и это один из тех редких выходных дней?
"Такой серьезный случай в таких внеплановых условиях стал для меня первым. Пару раз, но не часто, приходилось давать совет в гораздо более простых ситуациях. Но я уже привык держать в машине аптечку размером побольше, чем это предусмотрено стандартом. Наверное, это как в хорошо известной поговорке - если возьмешь с собой зонт, скорее всего, дождя не будет, но если забудешь дома, промокнешь", - улыбаясь, говорит Рустам.