фото: Shutterstock
Мама: "Мой ребенок превратился в маленькое животное, кричащее, плачущее и рвущее себя ногтями"
В Латвии
22 января 2022 г., 10:27

Мама: "Мой ребенок превратился в маленькое животное, кричащее, плачущее и рвущее себя ногтями"

Otkrito.lv

​​В последнее время много говорят о том, как дети с особыми потребностями вписываются в систему образования. Неделю назад этот вопрос также обсуждали представители Латвийского объединения аутизма и министр образования и науки Анита Муйжниеце. Портал Rus.jauns.lv предлагает рассказ матери о воспитании 7-летней девочки с особыми потребностями. Поскольку семья живет в маленьком городке, они пожелали остаться анонимными.

То, что ребенок другой, мы поняли уже в детском саду. Нас приглашали на индивидуальные беседы с воспитателями - ребенок жил в своем мире, не участвовал в групповых занятиях, на детской площадке сидел в кустах, сам не одевался, часто не реагировал на то, что говорит воспитатель.

Педагоги были очень отзывчивы, к окончанию детского сада были достигнуты большие успехи, ребенок начал открываться.

Но при подготовке к школе у ​​ребенка начались необъяснимые боли в животе, головные боли, проблемы со зрением. На последнем году детского сада мы начали обследования, чтобы выяснить, что происходит. В мае 2021 года невролог подтвердил диагноз детского психиатра - синдром Аспергера.

С тех пор мы стояли в очереди на тест ADOS и, наконец, дождались своей очереди в конце января.

Нашли самую маленькую из возможных школ

Время шло – детский сад закончили, пора было идти в школу. Ребенок совершенно не был готов ходить туда, в классе было много детей. Нашли самую маленькую из возможных школ - 22 ребенка в группе, в самом здании обучались только первые шесть классов.

Параллельно мы посетили двух когнитивных психологов, чтобы понять, как помочь ребенку, но реального решения нет - этот первый год надо пережить. После теста ADOS местный специалист дополнит рекомендации для школы. В принципе, есть три возможных решения — помощь вспомогательного учителя, который один на все классы, домашнее обучение или посещение школы один день в неделю.

Ребенок кричал и плакал, а в школе думали, что все хорошо

Начало года было на удивление успешным в адаптации, потом началось дистанционное обучение, заболел классный руководитель (это был худший сценарий - учитель отсутствовал больше месяца, в класс приходили разные учителя, менялись каждый урок), незадолго до Рождества мой ребенок уже превратился в маленькое животное, которое кричит, плачет и рвет себя ногтями.

Школьный персонал начал видеть проблемы только после настоятельного разговора с родителями. Они были уверены, что с ребенком все в полном порядке. Беспокойство вызывали занятия спортом, семейный врач выписал освобождение от занятий. Единственное решение – посещать лечебную физкультуру и оплачивать ее самостоятельно.

Начала видеть скелеты

Во время новогодних каникул ребенок немного отдохнул и, слава богу, начал говорить о своих чувствах. Две недели назад ребенок сообщил, что видит скелеты. Если вокруг слишком много шума, то на глазах люди превращаются в скелеты.

Мы еще стоим в очереди к детскому психиатру. Из-за этой ситуации пришлось начать использовать специальные наушники. Ей нужен кто-то, кто бы присматривал за ней на переменах, чтобы она пользовалась этими наушниками. Одна классная руководительница не справляется.

Плакала, пока не уснула

Девочка рассказала: когда она не надевает наушники, то видит скелеты, но улыбается, чтобы никто не заметил, что с ней что-то не так. Вчера она пришла из школы и плакала, пока не уснула. Двери школы закрыты для родителей в связи с эпидемиологическими нормами. Связь со школой происходит по телефону.

Я думаю, излишне добавлять, что моя способность работать и способность моей семьи зарабатывать на жизнь сильно ограничены в этих обстоятельствах. Кроме того, в настоящее время мы оплачиваем визиты, терапию и тесты психологов за свой счет.

За свой счет? 

Мы решили пойти самым быстрым путем, чтобы найти способ помочь ребенку. Очереди очень длинные, как уже говорили. Мы все еще стоим в очереди в Детскую клиническую университетскую больницу на прием. Детский психиатр — это человек, который назначает финансируемый государством тест ADOS и необходимое лечение.

Я не в курсе про оплачиваемые государством когнитивные тесты - какие специалисты и в каких случаях их предлагают. В любом случае, без поддержки Латвийского объединения аутизма и Лиги Берзини очень сложно выяснить, как работает диагностика, каковы шаги к диагностике и как ускорить процесс лечения и, кроме того, обеспечить очень маловероятное существование в образовательной среде.

После школы выплескивает накопившиеся эмоции

Общая картина не оставляет слишком много времени на поиски платных услуг – в полдень ребенок возвращается из школы и тут же начинает выплескивать накопившиеся эмоции, что часто длится до самого сна. На следующее утро мы должны разбудить и мотивировать ребенка вернуться обратно в школу, в место, где ему приходится нелегко.

Обращалась ли семья за помощью в свое самоуправление?

У самоуправления нет плана работы с детьми, которым трудно интегрироваться в общеобразовательную систему. Дошкольное воспитание основывалось на инициативе и профессионализме педагогов, школа решает проблемы ребенка по мере своих возможностей. Семейный врач помогает справиться с кризисными ситуациями.

Если есть такая система, то я понятия не имею, к кому в самоуправлении мне обращаться, когда я имею право на поддержку и что это за поддержка.

Опасения по поводу интеграции особых детей

Латвийское объединение аутизма обеспокоено включением детей с особыми потребностями в систему образования. Хотя цифры и факты говорят об обратном, представитель объединения Берзиня отметила, что все больше родителей сталкиваются с отказом дошкольных учреждений и школ принимать детей с особыми потребностями.

Кроме того, сталкиваясь с трудностями в поведении ребенка или учебном процессе, образовательные учреждения ищут не решения, а способы избавиться. В результате дети обучаются дома, что мешает им приобрести навыки социализации, а также навыки, необходимые для выхода на рынок труда. Бывали и случаи, когда эти дети оставались на улице после преждевременной смерти родителей.

"Инклюзивное образование "на бумаге" выглядит здорово, в теории педагоги обладают даже теоретическими знаниями, но на практике, без воспитателей и школы, не получающей необходимых ресурсов и поддержки, страдают все".

Чтобы инклюзивное образование было не только "на бумаге"

Ранее Министерство образования и науки указывало: государство заявило, что в Латвии внедряется инклюзивное образование, что также было закреплено в нескольких документах по планированию политики.

Однако одним из краеугольных камней реализации инклюзивного образования однозначно является работа учредителя образовательного учреждения, руководителя образовательного учреждения и всего педагогического и вспомогательного персонала, взаимное сотрудничество, в том числе с родителями, чтобы инклюзивное образование  было не только "на бумаге".

Речь идет о нескольких тысячах детей

Данные Министерства образования и науки показывают, что в 2021/2022 году 7275 школьников в Латвии освоят программу специального образования в одном из 376 общеобразовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование.

Наиболее интегрированы в общеобразовательные учреждения учащиеся с нарушениями обучаемости и речи, наименее интегрированы учащиеся с соматическими заболеваниями, нарушениями психического здоровья, зрения и слуха. По данным министерства, в 2021/2022 году было принято 5070 детей с нарушениями обучаемости, 776 – с нарушениями речи и 317 – с нарушениями физического развития. В школу также пошли 9 детей с соматическими заболеваниями, 39 с проблемами психического здоровья, трое с нарушением зрения и 15 с нарушением слуха.

В Латвии 43 специальных учебных заведения, в которых в 1-12 классах обучается 4390 детей. Из них 782 обучаются по программам профессионального образования в 34 учреждениях, а 11 учреждениям присвоен статус центра развития, который, помимо реализации программ специального образования, консультируют школы, в которых обучаются ученики с особыми потребностями, а также там предоставляют консультации родителям.

В свою очередь, еще 809 детей с особыми потребностями учатся в учреждениях специального образования по дошкольным программам в одном из указанных 43 учреждений.