Возможно ли получить Covid-медотвод? История жителя Латвии
Эти люди не антиваксеры, но они не спешат прививаться от Covid-19. И на это у них серьезные причины. А именно, по состоянию здоровья. За плечами имеют длинную историю болезни, нередко тяжелые аллергии, в том числе, на медикаменты.
Covid-сертификат нынче требуется практически везде. Есть только два легальных способа, как его получить: переболеть или привиться, пишет rus.lsm.lv. А что делать тем, кто не переболел, но прививаться боится? Причем, не просто боится, а имеет на то серьезные причины?
Андрей Мякоткин живет почти в часе езды от Риги – в поселке Вецумниеки. Вместе с женой Натальей создает миниатюрные модели грузовиков, минибусов, пикапов. Творят не в офисе. А дома. И это только на первый взгляд безобидное домашнее производство. Работать приходится с химией. Андрей говорит, аллергия у него не проходит никогда. «У меня проявление аллергии это не насморк, это не почесались мы… у меня на работе пролился ацетон, пока убирал, парами надышался, голова поболела, проверил, все в порядке вроде. Ночью я проснулся оттого, что мне не хватает воздуха, у меня начался отек Квинке. Отек Квинке – эта вещь очень неприятная. Это не анафилактический шок, но помереть от него можно очень легко», - говорит Андрей Мякоткин.
Анафилактический шок, по словам Андрея, он тоже успел пережить, после прививки от столбняка. И теперь всерьез опасается: его комплект аллергий плюс реакция организма на Covid-вакцину может привести к новому приступу. Причем, неизвестно, когда он может случиться. Жена Наталья этой осенью вакцинировалась, а что делать Андрею – он не знает. «Кто меня здесь, в этой деревне спасет? Потому что здесь нет реанимационной бригады, нет реанимационного автомобиля. Кто мне дырку будет делать в горле, нет таких людей. Я консультировался с двумя врачами, врачи сказали, не стоит рисковать, жди, не колись, соблюдай все меры предосторожности, но вероятность такая есть».
Смотрим, что на сегодняшний день известно о побочных эффектах после Covid-вакцины? На домашней странице Госагентства лекарств есть целый список, на что жалуются и сколько жалуется. По статистике, о побочных эффектах сообщает один человек на тысячу привитых. Среди самых частых побочных эффектов: головные боли, усталость, высокая температура, боль в месте укола, озноб, головокружение, тошнота. Симптомы появляются через 8-10 часов после укола и, зачастую, проходят через 2-3 дня.
Но есть сигналы и о более серьезных проблемах. Госагентство получило 545 сообщений – это четверть от всех жалоб – где побочные эффекты расцениваются как существенные. Поясняем: существенными побочные эффекты считаются, если пациента пришлось госпитализировать, они привели к инвалидности, были опасными для жизни или вообще стали причиной смерти. Спрашиваем у представителя Госагентства лекарств, умер ли кто-то после прививки? «В Латвии, на данный момент, оценив все сообщения, которые получили, мы не можем констатировать, что смерть наступила именно из-за прививки. Но в описании лекарства и в инструкции по применению все-таки указано, что в очень редких случаях были такие реакции, которые закончились летальным исходом», - признала представитель Госагентства лекарств и Европейского агентства лекарств в Латвии Зане Нейкена.
Госагентство лекарств получило 35 сообщений о том, что человека не стало в течение сорока дней после вакцинации. 22 случая уже рассмотрены, связь с прививкой не установлена. Причиной смерти, указывают медики, могли стать хронические болезни, инфаркт, инсульт, два пациента умерли от двустороннего воспаления легких при Covid-пневмонии. Еще 13 эпизодов продолжают расследовать. Все, что становится известно о побочных эффектах после вакцины, отправляется в международную базу данных, инструкции к вакцине дополняются, о рисках сообщается семейным врачам. Например, Мрнк-вакцины (это Moderna и Pfizer) могут вызвать миокардит - в более молодой группе и, в основном, у мужчин. Векторные вакцины, такие как AstraZeneca или Johnson & Johnson в очень редких случаях могут привести к тромбоэмболии. «Эти редкие побочные эффекты ни у одного лекарства нельзя обнаружить до регистрации. О них становится известно только тогда, когда препарат начинают использовать огромное количество людей», - пояснила Зане Нейкена.
Если есть повышенный риск получить серьезный побочный эффект, семейный врач должен подобрать вакцину, если не подходит векторная, поменять на Мрнк, и наоборот. Но дать медотвод может только консилиум. В Латвии такие консилиумы проходят лишь в трех больницах (и только в столице). Одна из них – Рижская Восточная клиническая университетская больница. Отправляемся туда.
Сниедзе Лайвацума – инфектолог, в больнице возглавляет консилиум по вопросам Covid-вакцинации. Говорит, каждый день к ним приходит, как минимум, по 15 заявок. Их рассмотрение может занять продолжительное время – до нескольких месяцев. «Каждую заявку надо тщательно оценить, выбрать, каких специалистов пригласить, связаться с ними. Глава консилиума - не единственная моя обязанность, я еще принимаю пациентов. И не могу ждать от коллег, что они также ответят в течение пяти минут. Технически дать заключение занимает больше времени, чем хотелось бы. У нас не хватает ресурсов, чтобы сразу ответить», - рассказала глава консилиума по вопросам вакцинации против Covid-19 в Рижской Восточной больнице Сниедзе Лайвацума.
В целом, Восточная больница получила 225 заявок, рассмотрены чуть больше половины. И только 10 заключений, что прививаться нельзя. Большая часть из них: когда у пациента только что обнаружили злокачественное заболевание крови и он проходит лечение. Есть случаи, когда обострилась хроническая болезнь, тогда медотвод дают на несколько месяцев, пока состояние не стабилизируется. Но аллергия, даже тяжелая, говорят медики, не всегда повод откладывать вакцинацию. «У нас были пациенты, у которых в анамнезе аллергия на какие-то другие вакцины, например, против дифтерии или клещевого энцефалита. Мы, конечно, сравниваем составы вакцин, что было там, а что здесь. И таким пациентам обычно советуем вакцинироваться в дневном стационаре. Весь день после укола они проводят под наблюдением врачей», - пояснила Сниедзе Лайвацума.
Но стопроцентной гарантии, что у человека не будет реакции на прививку, не даст ни один консилиум врачей. Андрей взвесил все риски, прививаться по-прежнему не готов, решил уйти в глухую самоизоляцию. «Я тут посчитал, за сентябрь месяц я видел пять человек, из них один человек – это моя жена, остальные – это курьеры, с которыми я общаюсь на протяжении двух минут. И в такой самоизоляции я сижу август, сентябрь, октябрь, ноябрь и дальше, пока, видимо, у нас таблетки Pfizer не появятся, видимо так», - сказал Андрей Мякоткин.