"Там вообще-то люди!": как решить проблему мигрантов на границе Беларуси и ЕС?
Чрезвычайная ситуация, объявленная на граничащих с Беларусью территориях из-за наплыва мигрантов, не должна быть поводом для несоблюдения прав человека и международных обязательств, которые на себя взяли Латвия, Литва и Польша. Тем более, что этот кризис можно решить вполне цивилизованным путем, считают участники передачи "Открытый вопрос" на Латвийском радио 4.
«В Польше, Латвии действует чрезвычайная ситуация. И наше распоряжение о чрезвычайной ситуации позволяет пограничникам, если надо, силой отталкивать людей от границы и не принимать заявления на убежище. Но что это значит? Это значит, что грубо не соблюдается право на убежище, которое закреплено во Всеобщей декларации прав человека , в директиве ЕС об процедурах предоставления международной защиты, в Женевской конвенции о статусе беженца, в Хартии ЕС об основных правах. Применение силы — это вообще последняя мера», — оценила Иева Раубишко, научный сотрудник центра Providus, происходящее на границе с Беларусью в связи с наплывом мигрантов.
Палатки мигрантов на границе Беларуси и Польши
Изучающая вопросы миграции специалист напомнила, что как раз недавно бюро Верховного комиссара по делам беженцев ООН призывало не использовать чрезвычайное положение, как повод не соблюдать права человека, пишет LSM. «И я хотела бы напомнить, что там вообще-то люди. Мы как будто приравниваем их к режиму Лукашенко. Да, режим Лукашенко использует мигрантов. Но мигранты — не есть режим Лукашенко.
Мы говорим так, как будто там, на границе, не 2 000 мирных жителей, которые стали заложниками режима Лукашенко (включая женщин и детей), а 2000 вооруженных до зубов солдат», — не скрывает она возмущение.
По ее словам, в этой ситуации может быть нормальное решение. Например, создание гуманитарного коридора, пройдя через которую тысячи застрявших на белорусской границе людей могли бы или нормально вернуться к себе на родину, или подать заявление на получение убежища (которое надо рассмотреть по существу). Что, конечно, не отменяет необходимости проявлять бдительности и по-честному проверять, не несет ли кто из находящихся в этой большой толпе людей угрозу нашей безопасности.
Сотни мигрантов пытаются перейти границу Беларуси с Польшей
Другой участник передачи, журналист Фредерик Имант Озолс рассказал, что читал выходившие в арабских СМИ истории некоторых мигрантов, и, по его словам, маршруты, которыми они попадают на границу Беларуси, вовсе не похожи на туристическое путешествие, как нам порой представляется. К тому же многие из них оказываются, в принципе, жертвами шантажа, ведь организаторы этого трафика говорят, что есть нормальная возможность попасть в Германию и не предупреждают, что на деле все выглядит совсем иначе.
«И представьте шок этого человека (а там есть и такие из Афганистана бегут от режима талибов): вот ты стоишь у границы, тебя не пускают. С одной стороны белорусские солдаты тебя выдавливают на эту границу, потому что они преследуют свои политические цели, с другой стороны — Европейский союз, основанный на высоких моральных ценностях, тебя даже слушать не собирается.
Единственный твой шанс — это когда ты уже умираешь на границе и если у тебя есть маленькие дети, то, может быть, тебя запустят [...]»,
— рассуждает собеседник Латвийского радио 4.
Он также обратил внимание на то, что у нас нет полноценной информации о том, что происходит на границе с Беларусью, потому что на охваченные ЧС территории (что у нас, что в Польше) СМИ толком не пускают. Ранее о том же в передаче «Подробности» заявляла журналист польского портала Krytyka Polityczna Елена Бабакова: нет независимого мониторинга, а есть в основном крохи информации, которые выдают силовики с одной или другой стороны.
Он также считает, что ЧС и необходимость вне плана тратить дополнительные ресурсы, вызванная этой миграционной нагрузкой, не дает повода не соблюдать международные обязательства. И что у этого кризиса может быть цивилизованное решение. «Я понимаю, что договариваться с белорусской стороной мы никак не можем, мы просто встали в позу... Но, в принципе, можно договориться, что они [белорусские власти] за ваши средства отстраивают нормальный лагерь, где можно более-менее цивилизованно находиться, и вы рассматриваете документы, которые там подаются. Именно таким образом Европейский Союз этот вопрос решает с Турцией. [...] Но в данной ситуации мы можем это делать без ущерба для остальной позиции в отношении Беларуси», — заявил Фредерик Имант Озолс.
Ранее сообщалось, что Еврокомиссия может попытаться заставить Латвию и соседние страны принимать соискателей убежища: пускать их в страну — и здесь на месте оценивать заявки на получение статуса беженца.
Ранее омбудсмен Юрис Янсонс напомнил Сейму и Кабинету министров, что коллективное выдворение иностранцев запрещается. А комиссар по правам беженцев Дуня Миятович заявила: все страны-участницы Совета Европы обязаны полностью соблюдать права беженцев, мигрантов и лиц, ищущих убежища.