ФОТО: латвийский Стоунхэндж! Парк скульптур в Вакарбулли
фото: пресс-фото
В Латвии

ФОТО: латвийский Стоунхэндж! Парк скульптур в Вакарбулли

Otkrito.lv

Если на выходные вы хотите отправиться к морю, чтобы, например, погулять по побережью, а при этом очень соскучились по походам в разные интересные места, то советуем вам сначала направиться в необычный музей под открытым небом — парк скульптур Вакарбулли. От которого до взморья всего около двух километров.

Открытая экспозиция скульптора Паула Яунземса расположена в рижском посёлке Вакарбулли (координаты — здесь). Там же — его дом и мастерская. Мастер устанавливает свои работы прямо на берегу реки Булльупе и нередко выходит к посетителям пообщаться, рассказать о своих скульптурах и выслушать отзывы, впечатления. 

фото: пресс-фото
Cкульптор Паул Яунземс
Cкульптор Паул Яунземс

Дело души

То, что представлено в парке скульптур — дело для души. Весь парк скульптур, по словам Паула Яунземса, — это рефлексии об эпохе, признаках и событиях наших дней, которые как-то затронули скульптора. В каждой работе можно прочувствовать отношение мастера к миру и времени, в котором он живёт, его переживания.

Он создаёт скульптуры в одиночку

Создание одной скульптуры занимает около года. Паул Яунземс никогда не пользуется помощью ассистентов и создаёт работы без макета, без набросков, сразу обрабатывая камень. «Мне важно эмоционально пережить рассказ. Если вмешивается кто-то другой, теряется смысл работ», — говорит скульптор.

О материале

В выборе материала скульптор никогда не сомневался: «Камень — символ вечности, символ времени». Самое сложное — транспортировка камней. Камни для скульптур Паулу Яунземсу привозят подъёмником с гравийных карьеров, в основном — со стороны Тукумса. 

фото: пресс-фото

Но прежде чем камень доставляют мастеру, он лично едет на место и ищет тот самый, подходящий для задумки: «Камни разные и каждый камень как личность — он уникален и неповторим. Когда работаешь с камнем, его душа раскрывается. Но с годами учишься понимать камни лучше, и фактуру, и их поведение можно предсказать».

О трансформациях

Когда у Паула Яунземса не хватало денег, чтобы получить новый камень, он использовал свои первые скульптуры для создания новых работ. Мастер поясняет: «Если каменная масса позволяет, я трансформирую старое в новое».

«Форма — это мой язык»

Создавая скульптуры, Паул Яунземс признаёт — он не думает о том, что работа должна быть красивой: «Мне в этом плане близка философия Тарковского, что искусство не должно быть красивым, а должно быть искренним. Искусство должно помогать человеку в его духовном развитии. Самое главное — передать свои эмоции, переживания, трансформируя их в скульптуру. Форма — это мой язык».

Парк скульптур Паула Яунземса в Вакарбулли

Обузданный (2015)

«Если коню надевают узду, чтобы контролировать его на дороге, я решил обуздать камень. И я хотел показать, что время — турбулентно, нестабильно», — говорит Паул Яунземс. По признанию скульптора, эта работа связана с событиями в Украине.

фото: пресс-фото

Икона (2014)

«Когда-то в древние времена люди поклонялись камням, ветру, деревьям, солнцу, огню. Позже — Иисусу. Сегодня — гамбургеру. Это работа о том, что в современном мире преобладает материальная сторона, а не духовная». 

фото: пресс-фото

Медитация о корнях (2017)

Это один из наибольших камней — он весит 23 тонны. По признанию мастера, создавая скульптуру, он думал о тех людях, которые разорвали корни со своими предками, родными землями и пробуют «укорениться» в другой точке мира.

фото: пресс-фото

Баланс (2010)

«Это работа — вызов каждому смотрящему. Найти гармонию с миром и самим собой». Изломы на гладком камне — осознанно оставлены скульптором и не обработаны. Фактура придаёт жизнь гладким краям камня и задаёт его характер.

Игра времени (2020)

«Если мы принимаем факт, что бог создал мир и запустил круговорот планеты, то ответственность человека заключается в том, как долго эта ротация будет продолжаться», — говорит скульптор. 

фото: пресс-фото

MMXVI (2016)

«Это ассоциативный рассказ об истории Латвии, где мы наблюдаем разрыв культуры, меняющиеся социальные процессы, отсутствие консеквентности».

фото: пресс-фото

Сон в полнолуние о лучшем мире (2021)

Кто-то ассоциирует эту работу с пандемией, но скульптор признаёт, что такие ассоциации — слишком банальны: «Я хочу, чтобы каждый смотрящий задумался, в каком мире мы живём. Ведь каждый по-своему воспринимает происходящее вокруг. Для меня эта работа о мире токсичном, заражённом алчностью, эгоизмом, культом материального. Это работа о глобализации и девальвации главных ценностей человека. Эти вещи влияют на вектор развития мира».

фото: пресс-фото

О восприятии

Скульптор говорит: «У каждого — своё восприятие. Если бы мы одинаково думали и чувствовали, это был бы мир идиотов». 

Мастер отмечает, что реакции на его работы — очень разные: «Кто-то пройдёт по тропинке мимо, занимаясь скандинавской ходьбой… А были случаи, когда люди ложились на землю в размышлениях. Кто-то плакал. Один пожилой человек, русский он был, ходил, смотрел. Увидел меня во дворе. Я вышел к нему поговорить, а он упал на колени и сказал «Как хорошо, что я не успел покинуть мир, прежде чем увидеть это». По-разному бывает».

О музыке

Во время “экскурсии” иногда на фоне из дома скульптора могут быть слышны звуки аккордеона. Это жена Паула Яунземса играет, скрашивая свой вечер. Скульптор поделился, что в 1972 году и он окончил музыкальную среднюю школу: «Было дело… Педагоги хотели даже «загнать» меня в консерваторию, но я со спокойной душой прошёл мимо углового здания Музыкальной академии и направился в Художественную, о чём не жалею. А музицируем мы с женой вдвоём, для души».

Больше информации о скульпторе и его работах — на сайте и на странице в Facebook.