Рижанка не приватизировала квартиру, чтобы семья ее не выселила: цена страха — 50-70 тысяч евро
фото: Shutterstock
В Латвии

Рижанка не приватизировала квартиру, чтобы семья ее не выселила: цена страха - 50-70 тысяч евро

Sniedze Smilga

"Likums un Taisnība"

"Наш многоквартирный дом в Риге в 2005 году был передан на полную приватизацию. В квартире была прописана моя мать и я с двумя несовершеннолетними детьми. Я хотела приватизировать квартиру, но мать не согласна с этим. Она думала, что я продам квартиру позже, и она останется на улице, хотя мне ничего подобного не пришло бы в голову. Квартира осталась неприватизированной. Можем ли мы его приватизировать? Это трехкомнатная квартира в Риге. Подобную квартиру в нашем доме с ремонтом, проведенным в советское время, примерно в таком же состоянии наши соседи недавно продали за 70 000 евро", – говорит читательница журнала Likums un Taisnība Даце.

Квартиры их арендаторы могли приобрести в собственность с второй половины девяностых годов еще до передачи дома на полную приватизаци., используя возможность приватизировать квартиры в ускоренном порядке. Нужно было заплатить два сертификата за один квадратный метр площади квартиры и платежи по оформлению документов, которые были небольшими.

Владелец получал справку о праве собственности до приватизации жилого дома, что в народе называли зеленым листом, из-за цвета. Такую квартиру можно было продать, подарить, наследовать. В таких случаях новый собственник также получал справку о праве собственности до приватизации жилого дома, только на белой бумаге, называемую белым листом. Владельцам зеленых и белых листов принадлежали только квартиры, без подразумеваемых долей земли.

Позднее комиссия по приватизации жилых домов самоуправления готовила каждый дом для полной приватизации, внеся его в земельную книгу на имя самоуправления и определив необходимый для здания земельный участок. После этого все арендаторы квартир (с советским временем договоры найма) и собственники (которые приватизировали квартиры в ускоренном порядке) получили приглашение в течение полугодия заключить договор купли.

Те, кто ускоренно не приватизировал квартиру, заплатили сертификатами. Собственники ускоренно приватизированных квартир только подписали договор купли, рассчитываться сертификатами не требовалось, потому что они уже уплатили их.

Если земля под домом принадлежала самоуправлению, собственники квартир бесплатно приобретали в свою собственность также подразумеваемую часть земли пропорционально площади каждой квартиры. Если землю возвращали собственники первого свободной Латвии времени или их наследники, то жильцы дома получали в собственность только квартиры, без земли. Позже владельцы земли начали требовать от них арендную плату.

Квартиру мог приватизировать любой совершеннолетний член семьи или несколько членов семьи в подразумеваемых частях. Требовалось письменное согласие арендаторов всех совершеннолетних жильцов. В  случае Даце, чтобы успокоить мать, квартиру могла приватизировать она или они обе.

В комиссии по приватизации жилых домов Рижского самоуправления отмечают, что к сожалению, сроки приватизации этой квартиры давно просрочены. Даце и мать могут продолжать жить в ней как арендаторы.

У Даце есть право купить квартиру у самоуправления в соответствии с Законом об отчуждении имущества публичного лица. Написать заявление в комиссию по приватизации жилых домов самоуправления, которая передаст ее Рижской думе, которая примет решение о продаже квартиры. После этого дума пришлет сертифицированного оценщика, который определит цену продажи квартиры, которая близка к ее рыночной цене.

Если цена удовлетворит, Даце может заключить договор купли. Можно платить по частям по графику в течение пяти лет, никакие проценты в этом случае не должны уплачиваться. Решение матери не приватизировать трехкомнатную квартиру в Риге было большой ошибкой, цена которой - не менее 50 000 70 000 евро.

Не все могут выкупить свои квартиры от самоуправления. Это могут сделать только те, кто снимает их с советского времени. Если квартира в Риге предоставлена в период независимой Латвии, договор найма обычно имеет отметку неприватизируемая. Например, таковы все квартиры в новых домах самоуправления в Дрейлини. Дума оставляет эти квартиры в своей собственности, так как они необходимы для обеспечения жилищамм определенных категорий жителей в соответствии с законом о помощи в решении жилищных вопросов.

В регионах может быть другая ситуация, там во многих самоуправлениях нет очередей на квартиры. Возможно, в многоквартирных домах в поселках или возле бывших ферм есть пустые квартиры, в сельской местности и  цены на них значительно ниже.

В соответствии с Законом об отчуждении имущества публичного лица возможно два решения. Если продажа квартиры (в законе - отчуждение) инициирует самоуправление, ее может купить любой заинтересованный. Если будет несколько желающих, состоится аукцион.

Второй путь - сначала с самоуправлением заключить договор долгосрочного найма по меньшей мере на пять лет или бессрочный договор найма, чтобы получить преимущественное право покупки в соответствии со статьей 4 настоящего Закона (если только в договоре не будет отметка "неприватизируемая"). Процедура покупки квартиры описана в статье 45 Закона.