Электрификация железной дороги - нужно уметь смотреть шире
Как представитель организации работодателей транспортной отрасли, в которую входят как частные перевозчики грузов и пассажиров, так и логистические предприятия, а также предприятия концерна Latvijas Dzelzceļš, не могу спокойно наблюдать за тем, как стороны в угоду неясным целям некомпетентно высказываются об электрификации железной дороги, к тому же эти высказывания противоречат ранее прозвучавшим словам о сущесвенно важных для конкурентноспособности отрасли.
Проект имеет национальное значение, поэтому его широко обсуждают и критикуют. Возможно, с точки зрения узких личных интересов, можно задаться вопросом – а действительно ли его реализация целенаправлена. Однако, нам нужно учиться смотреть шире узких политических интересов и не бояться принимать решения, результатами которых мы сможет насладиться лишь спустя годы. Может быть, несколько банальный пример, однако 10 лет назад никто из нас не мог представить, что вскоре мы сможем при помощи телефона, умещающегося в кармане работать с электронной почтой, следить за акциями на бирже, фотографировать, снимать видео, находить дорогу в незнакомом городе, планировать свой день и делать еще множество веще, позволяющих нам быть мобильными и продуктивными. Переходя с будничного примера к железнодорожной инфраструктуре – и на электрификацию железной дороге нужно смотреть похожим образом. Людям, не связанным с железной дорогой, возможно, кажется, что это дорого и нужно ли это, но через несколько лет – мы не сможем представить себе железную дорогу, по которой ездят дизельные локомотивы.
Конечно, политика – это игра и существуют различные группы, представляющие свои интересы, к тому же, каждый из нас обладает свободой слова. Но, если свобода слова используется для передачи некорректной информации, то исчезает основа демократии и возникает вопрос – в чьих это интересах: наших или соседних стран? Здесь стоит напомнить о плане Литовской железной дороги в ближайшие годы полностью электрифицировать железнодорожное соединение от границы с Белоруссией до порта Клайпеды, что позволит сделать транзитный корридор болеее выгодным для перевозок.
К тому же, в отличие от Латвии, где для этого проекта предусмотрено использовать средства Европейского союза, литовцы планируют это осуществить за свои собственные деньги.
Особенно смущает то, что те, кто на данный момент протестуют против электрификации железной дороги в Латвии представляют неясные интересы и противоречат сами себе. Например, в архивах можно найти новости за 2013 год, в которых тогдашний министр сообщения Анрийс Матисс публично заявлял, что ГАО Latvijas dzelzceļš и министерство сообщения серьезно работают над тем, чтобы как можно скорее реализовать проект электрификации инфраструктуры железной дороги, и что этот проект увеличить конкурентоспособность железной дороги в регионе – особенно по отношению к соседним странам.
В свою очередь в 2014 году эксперт транспортной отрасли Талис Линкайтс в интервью прессе указал, что со стратегической точки зрения электрификация сети латвийских железных дорог необходима, потому что в Европе неэлектрифицированными остались лишь линии с низкой загруженностью, к тому же как с точки зрения влияния на окружающую среду, так и с точки зрения издержек, электричество – самый выгодный ресурс для железнодорожных перевозок. Тогда же эксперт указал на то, что одновременная электрификация сети может стать слишком амбициозной целью, однако ее можно осуществить поэтапно, и, хотя уже тогда было понятно, что объем отдельных грузов из России в латвийские порты уменьшится, Линкайтс указал: «Однако не верю, что грузов не станет совсем и порты придется закрывать. Поэтому, конечно, нужно обновить расчеты по проекту, учитывая геополитические условия, но нужно искать решения, чтобы постепенная электрификация линий могла быть осуществлена».
Сегодня упомянутые эксперты говорят другое, однако, если посмотреть шире и в долгосрочной перспективе, проект электрификации – пропуск Латвии в будущее транспортной отрасли на международных рынках. Вопрос – готовы ли мы этот пропуск взять и стать конкурентоспособными, либо мы хотим, чтобы наступило такое будущее, в котором транспортная отрасль, которая создает пятую часть латвийской экономики, начала буксовать и медленно умирать. К тому же, не из-за внешних причин, а из-за нашей собственной бездеятельности.
Электрификация железной дороги – не проект, осуществляемый за один день – его реализация расчитана на пять лет, а созданная инфраструктура будет служить по-крайней мере ближайшие 30 лет. допускаю мысль, что и 150 лет назад, и раньше, когда вкладывались средства в первые железнодорожные линии, обязательно были те, кто говорил – не нужно ничего делать, кто будет по этим путям ездить, и вообще, лучше вложить деньги во что-то другое. Конечно, каждый большой проект нужно тщательно оценивать и всегда будут аргументы как за, так и против. Но, если аргуметы «за» более весомые, то появляется вопрос – на чью мельницу льют воду те, кто пытается противодействовать.
То, что нам не нужны ни новые постройки, ни производства, ни инфраструктура, мы слышали бесчисленное количество раз – и в конце концов всегда оказывалось, что либо из-за критиков мы упускали возможности, либо все не так и плохо и построенный объект или новая инфраструктура оказывалась нужной и ценной. Я уверен, что также будет и с электрификацией железной дороги и в будущем, если кто-то скажет, что в Латвии были скептики, которые выскупали против электрификации, наши правнуки лишь благосклонно улыбнутся.