
Школа убийц в Вецмилгрависе?
Застреливший 19 февраля человека в Kino Citadele Николай Зыков закончил 46-ю рижскую среднюю школу в Вецмилгрависе. Национальный портал kasjauns.lv обратил внимание, что Зыков не первый убийца, обучавшийся в этой школе ― четыре других выпускника этого учебного заведения отбывают срок за убийство одноклассницы.

Директор 46-й школы Борис Антонов, который ранее был отмечен почетной грамотой как один из лучших работников образовательной сферы, после очередной трагедии, виновником которой стал его бывший подопечный, вынужден комментировать мрачные события. Антонов в интервью агентству новостей LETA охарактеризовал Зыкова как очень старательного, честного и воспитанного ученика. Во время учебы он активно участвовал в школьных и классных мероприятиях, очень целенаправленно и хорошо учился, в 2001 году получил Золотую стипендию Рижской думы.
Учителя в шоке
У Зыкова, по словам директора, были хорошие отношения с одноклассниками, и даже после выпускного он посещал юбилеи школы и вечера выпускников, сохранял дружеские отношения с одноклассниками. Директор вспоминает, что Зыков даже читал лекции ученикам средней школы о важности образования в жизни. «Это уму непостижимо, что такой хорошо воспитанный и умный человек, у которого было светлое будущее, за пару секунд убил человека. Мы не защищаем его, однако в его школьное время ничего не говорило о том, что он в своей жизни может совершить такой преступление», — с сожалением признает Антонов
Директор знал, что Зыков вырос без отца. «В детстве он жил вместе с матерью и тетей, которая работает в нашей школе учительницей младших классов. Из-за трагедии тетя сокрушена и не способна работать. И мы, другие учителя, потрясены и анализируем экстремальное поведение молодого человека. В школе стараемся учить детей общечеловеческим ценностям и говорить так, чтобы затронуть сердце каждого, и они бы поняли, что человек всегда будет отвечать как за свои хорошие, так и плохие поступки», — сказал директор.

В 2009 годы четыре ученика 46-й школы решили создать банду и, чтобы быть повязанными кровью навсегда, решили совершить совместное убийство. Жертвой они выбрали свою одноклассницу, 15-летнюю Ольгу Козлову. Они заманили ее в Яунциемский лес, зарезали и закопали. Оля была доброй девушкой и даже помогала главарю банды и автору чудовищного замысла Никите Островенцу с учебой. В день убийства они рано утром выкопали в лесу яму, в честь своего первого убийства подростки нарядились в праздничную одежду.
Как сообщала газета «Вести сегодня», лидер этой шайки 16-летний Никита организовал группировку под названием «Агентство по сбору информации» (АСИ) и привлек в нее приятелей–ровесников Вадима Петкуна, Филиппа Чаплыгина и Павела Ватажа. Однако заявил, что эта группа входит в более серьезную организацию под названием «Верос», для которой и собирает информацию. Но главной целью АСИ являются грабежи и убийства.
Приятели Никиты приняли это за чистую монету, хотя все было, конечно, плодом богатой фантазии малолетнего главаря шайки, и согласились строго соблюдать армейскую дисциплину. Чтобы придать значимости себе и мифической организации, Никита изготовил удостоверения со степенями в зависимости от тяжести совершенного преступления. Понятно, что чем больше пролил бы крови член группировки, тем более высокую ступень он бы занял в организации. На вооружение члены АСИ взяли холодное и газовое оружие.
Убийство Оли Козловой, по мнению «Вести сегодня», стало пробным шагом, но продуманным до мельчайших подробностей. Двое из разбойников были одноклассниками девушки, один раньше учился в ее школе, а еще один являлся приятелем школьного товарища. Таким образом, Оля знала всех своих будущих палачей.
Еще в июне Никита предложил членам АСИ убить свою одноклассницу Ольгу Козлову. Заманить ее было проще простого. Сам Никита учился неважно, и именно Оля подтягивала его по предметам, помогала ему с уроками и была личным репетитором. Обычно она приезжала к нему домой, и они занимались. Так было и в последний день ее жизни — 6 июля. Она выехала из дома и встретилась с ним на автобусной остановке, после чего они должны были пойти домой к парню. Не знала Оля, что у Никиты на тот момент были уже совсем другие планы.
Члены АСИ к тому времени уже купили две рации, резиновые перчатки и легковоспламеняющуюся жидкость, чтобы было проще уничтожить вещи девушки. За два дня до встречи Никиты с Олей они отыскали в лесу наиболее удачное место для могилы, обговорили, где и при каких обстоятельствах соберутся, все детали самого убийства до мельчайших подробностей, в том числе распределили роль каждого. А за сутки, утром 5 июля, выкопали глубокую яму, оставили в ней лопаты, чтобы потом проще было засыпать труп, и прикрыли могилку ветками.

Затем и началось то, ради чего был разыгран весь этот спектакль: девушку стали убивать ножом. Били в шею, старались перерезать артерии… Но к ужасу малолетних садистов в какой–то момент Ольга, которая уже вроде бы не подавала признаков жизни, пришла в себя и попросила оставить ей жизнь… И тогда лидер группировки, тот самый Никита, который вроде как играл роль заступника девушки, цинично достал свой газовый пистолет, крикнул, что сейчас спасет Олю, выстрелил, но затем упал, как будто потеряв сознание. Следствие полагает, что этот ход он сделал не зря — на тот случай, если девушка чудом выживет.
Стоит отметить, что убийцы продумали даже такой момент — все они в тот день оделись празднично, поскольку убийство Ольги Козловой стало своего рода посвящением в настоящие бандиты. Когда же Ольга была зверски зарезана, ее обыскали, забрали деньги — 40 латов, мобильный телефон, который потом уничтожили, и закопали ее.
Родители девушки забили тревогу тем же вечером, когда Ольга не пришла домой, а ее телефон был вне зоны досягаемости. Полицейские оперативно задержали Никиту, но он стал рассказывать следователям, что сам не знает, куда подевалась его «учительница». Якобы он на самом деле встретил ее на остановке общественного транспорта, после чего они пошли на станцию, но по дороге она захотела по малой нужде, пошла в лес и попросила подождать ее. Когда через 10–15 минут она не вернулась, Никита якобы целый час бродил по лесу, пытаясь найти ее, а потом устал и пошел встречаться с друзьями. Эта версия и была ключевой еще целый месяц. Яунциемский лес неоднократно прочесывали, однако никаких следов пропавшей девушки найти не могли. И лишь 11 августа отец Ольги, блуждая вроде бы по тем же самым местам, где дочь уже искали, наткнулся на странный холм. Вызванные эксперты нашли труп девушки, и началось следствие. Молчать под давлением улик было сложно, и главарь АСИ «поплыл», после чего все четверо подростков были задержаны и арестованы.
За совершение жестокого преступления каждый из них получил всего по 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Кроме того, к Никите Островенцу, которого прокуратура считает организатором убийства, применен контроль полиции на три года, к Вадиму Петкуну — на два года, к Филиппу Чаплыгину и Павлу Ватажсу — на один год. Но самое печальное — уже через 4 года подсудимые смогут претендовать на досрочное освобождение.
Десять лет тюрьмы — это максимальное наказание, к которому могли приговорить обвиняемых и которое для них просила прокурор Екатерина Кушакова. Дело в том, что 1 июля прошлого года вступили в силу изменения в Уголовном законе, согласно которым максимальное наказание за совершение тяжких преступлений для несовершеннолетних — 10 лет тюрьмы. До этого было 15 лет. А убийство Ольги Козловой было совершено 5 июля — всего через четыре дня после вступления в силу поправок. На этом примере видно, что наказание для преступников, пусть и подростков, неадекватно совершенному. Тем более что, по словам Екатерины Кушаковой, все четверо парней из хороших семей и были признаны психически вменяемыми. При этом по закону, отсидев полсрока, несовершеннолетние могут претендовать на условно–досрочное освобождение. Поскольку вся эта четверка уже почти год провела в заключении, кто–то из них может выйти на свободу уже через 4 года.
Жестоко убиты школьная медсестра с мужем
Зимой 2004 года в лесочке за 46-й школой два брата ограбили, жестоко избили и оставили умирать школьную медсестру Ларису и ее мужа Михаила. Через час они вернулись с приятелем и ради садистского удовольствия издевались над своими жертвами, пока те не умерли.
По решению суда Дмитрий и Юрий Гжебинские и их приятель Владимир Ермолаев получили по 15 лет тюремного заключения. Это было не первым их нарушением закона, но даже двойное убийство с особой жестокостью не стало поводом для применения к ним высшей меры ― пожизненного заключения.