В программе Рижского кинофестиваля — скандальные фильмы Пазолини
фото: пресс-материалы
Кадр из фильма "Сало, или 120 дней Содома"
Стиль жизни

В программе Рижского кинофестиваля - скандальные фильмы Пазолини

Otkrito.lv

В этом году традиционная ретроспективная программа In Kino Veritas Международного рижского кинофестиваля, который пройдет с 13 по 23 октября, будет посвящена выдающемуся итальянскому поэту и режиссеру Пьеру Паоло Пазолини. 100-летие со дня его рождения отмечает весь мир.

Атеист, марксист, открытый гомосексуал, неоднократно обвинявшийся в непристойном поведении и даже попадавший в тюрьму, Пазолини был один из самых смелых, бескомпромиссных и противоречивых режиссеров XX века. В его творчестве причудливо преломилась вся трагическая история столетия, и прежде всего — Вторая мировая война.

фото: Gideon Bachmann, courtesy Cinemazero
Пьер Паоло Пазолини
Пьер Паоло Пазолини

Пазолини родился в Болонье в семье военного и учительницы. Его отец был поклонником Муссолини, а мать — ярой антифашисткой. Младший брат Гвидо вступил в Сопротивление, участвовал в партизанском движении, но по стечению обстоятельств был убит своими же.

Самого Пьера Паоло в 1943-м году призвали в армию, но он дезертировал и долгое время жил в страхе, что его схватят и отправят на войну.

В кино Пазолини пришел через литературу. Еще до своих фильмов он прославился, как поэт. В 19 лет, будучи студентом факультета романской филологии Болонского университета, он опубликовал сборник стихов на фриульском диалекте, которым еще долго увлекался и который изучал.

Его первым крупным прозаическим произведением стал роман “Шпана” (другое название — “Уличные мальчишки”, ит. Ragazzi di vita), написанный в 1950-м и опубликованный в 1966-м году. В нем раскрывается мир люмпенов с окраин большого города — воров и проституток, которым Пазолини сочувствовал и в которых видел единственных, кто действительно свободен. (Презентация этого романа, переведенного на латышский язык, состоится во время Riga IFF).

Тогда же, в 1950-е годы, Пазолини начинает писать сценарии. В том числе, участвует в создании диалогов для “Ночей Кабирии" и “Сладкой жизни” Феллини — очень кстати оказался его опыт общения с представителями низших классов.

Пазолини снял не так уж много фильмов — 12, но все становились сенсацией. Его радикальные трактовки античных мифов, соединение идей марксизма с учением Христа и открытый разговор о сексуальности эпатировали публику (и продолжают эпатировать до сих пор), но принесли ему призы Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей и обеспечили статус киноклассика.

В ретроспективную программу Рижского кинофестиваля вошли четыре фильма Пазолини, так или иначе исследующих темы эротики, власти и смерти.

фото: пресс-материалы
Кадр из фильма "Теорема"
Кадр из фильма "Теорема"

В Теореме” (15 октября в Splendid Palace и онлайн) привычный уклад респектабельного буржуазного семейства рушится после того, как в дом попадает таинственный гость, соблазняющий по очереди всех членов семьи.

фото: пресс-материалы
Кадр из фильма "Медея"
Кадр из фильма "Медея"

В “Медее” (16 октября в Splendid Palace и онлайн) по античной трагедии Еврипида, где свою единственную роль в кино сыграла оперная певица Мария Каллас, царство Медеи показано, как место кровавого культа, а аргонавты превращены в банду насильников.

фото: пресс-материалы
Кадр из фильма "Декамерон"
Кадр из фильма "Декамерон"

В антиклерикальном “Декамероне” (23 октября в Splendid Palace) по сборнику новелл Бокаччо показан мир, в котором правят не религия, власть или деньги, а эрос.

фото: пресс-материалы
Кадр из фильма "Сало, или 120 дней Содома"
Кадр из фильма "Сало, или 120 дней Содома"

Наконец, последний созданный Пазолини фильм “Сало, или 120 дней Содома” (22 октября в Splendid Palace) сих пор является одной из самых радикальных в мировом кинематографе лент о природе насилия и конформизме. Эта картина приобрела скандальную славу и была запрещена во многих странах. Во время работы над ней Пазолини получал многочисленные угрозы от неофашистов. За три недели до премьеры режиссер был жестоко убит пригороде Рима.

В творчестве Пазолини сосуществуют рассудок и эмоция, цинизм и нежность, фривольность и застенчивость. Как заметил однажды итальянский режиссер Марио Солдати, двойственность заложена в самом имени Пазолини — Пьер Паоло: “Петр и Павел, две стороны его личности, никак не могут объединиться… и обречены вечно и отчаянно жить отдельно друг от друга”.

Билеты на фестиваль — на www.rigaiff.lv