Как сын рижского бургомистра стал лучшим рисовальщиком России
Стиль жизни

Как сын рижского бургомистра стал лучшим рисовальщиком России

Елена Власова

Otkrito.lv

В художественном музее “Рижская Биржа” открылась выставка Вильгельма Тимма (1820–1895), художника, которого считают своим и Латвия, и Россия, и Германия.

Он родился в семье Фридриха Готфрида Тимма, представителя старинного немецкого рода и видного юриста, который в 1834-1845 гг. был бургомистром Риги. В гостеприимном доме Тиммов (к сожалению, это здание не сохранилось, оно было разрушено во время Второй мировой войны) останавливались многие европейские знаменитости, приезжавшие на гастроли в Ригу. В частности, Рихард Вагнер и Ференц Лист. Сам хозяин тоже неплохо музицировал, а одна из его дочерей, младшая сестра Вильгельма, впоследствии стала известной пианисткой.

Портрет В. Тимма. Литография М. Барышева по рисунку А. Пецольда
Портрет В. Тимма. Литография М. Барышева по рисунку А. Пецольда

Вильгельм же с детства обнаружил талант к рисованию. Он старательно зарисовывал в своих альбомах все, что видел вокруг, - виды Риги, интерьеры домов, своих родных и учителей, гостей семьи и прохожих на улице, природу и зверей… Один из этих альбомов двенадцатилетнего мальчика позже поступил в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

Когда Вильгельму исполнилось 14 лет, отец решил, что ему пора получать классическое образование, и отправил сына в Петербург. Можно было и в Германию, но, во-первых, Россия казалась в то время более перспективной в плане художественной карьеры, а, во-вторых, в Петербургской Академии художеств работал земляк и старинный приятель рижского бургомистра - Александр Зауервейд. У него-то Тимм-младший и учился.

С самого начала учебы в Академии Вильгельм (или, как его называли в России, Василий Федорович) проявил такие незаурядные способности, что даже обратил на себя внимание императора Николая I. Более того, Его Величество заказал молодому художнику картину на военную тему (первоначально Тимм прославился именно в батальном жанре). К слову, высокопоставленные заказчики у Тимма будут всегда - это один из немногих примеров того, как художник еще при жизни оказался обласкан славой и сумел заработать солидный капитал.

Тимм был хорошо знаком с российской императрицей Марией Николаевной. Он не раз выполнял для нее заказы, а однажды преподнес ей в дар рисунок, на котором была изображена арабка с козочкой. Императрица так растрогалась, что подарила художнику бриллиантовую булавку с жемчугом и изумрудами.

“Бесспорно лучшим рисовальщиком России” Тимма назвал литературный критик В. Г. Белинский, по-видимому, оценив его способности в области иллюстрации. Художник иллюстрировал не только книги и журналы, но и рекламу модной женской одежды, причесок, головных уборов.

Он создавал портреты знаменитых актрис и актеров, делал рисунки для детских книг, много лет издавал “Русский художественный листок” - сборник литографий на актуальные российские темы. В Петербурге Тимм стал невероятно популярен, его наперебой звали во все художественные салоны и на все светские мероприятия.

В 1844 году по приглашению известного французского художника Ораса Верне Вильгельм Тимм отправляется в Париж, чтобы вместе работать в Версале над большим заказом от французского короля - огромной картиной на батальную тему.

Через год оба отправляются в Алжир - страну, которая произведет в сознании Тимма настоящий переворот.

Вернувшись во Францию, он выставил свой Алжирский цикл на Художественном салоне, и несколько картин приобрел король Луи Филипп.

С тех пор Тимм еще не раз побывал в Северной Африке, но не меньше вдохновляющих сюжетов он нашел и на Кавказе (который, кстати, уже тогда был неспокойным).

Тимм был свидетелем Крымской войны, причем находился на передовой - в осажденном Севастополе.

Последний период жизни - почти 20 лет - Тимм провел на своей исторической родине, в Германии.

Там он увлекся керамикой, начал расписывать фарфоровую посуду.

Но не забывал и о Латвии, время время возвращаясь в свое родовое гнездо. Умер художник в 1895 году в Берлине, но спустя три года, согласно его завещанию, его прах был перевезен в Латвию и перезахоронен на Большом Лесном кладбище.

После смерти художника его жена подарила коллекцию его работ двум рижским музеям: живоспись досталась Художественному, а керамика - Музею декоративного искусства. Кроме того, вдова Тимма учредила стипендию для молодых латвийских дарований, которые отправлялись на учебу за границу.

А еще она проспонсировала строительство мостика возле Оперы. Будете по нему проходить - вспомните про знаменитого художника.

Выставка продлится до 3 апреля.