Панический страх и клаустрофобия: может ли коронавирус толкать людей на самоубийство
фото: Shutterstock
Мода и красота

Панический страх и клаустрофобия: может ли коронавирус толкать людей на самоубийство

Otkrito.lv

В ленте новостей нередко можно встретить сообщения о том, что больные коронавирусом пытаются свести счеты с жизнью. Почему это происходит?

Летом этого года певица Анита Цой тяжело переболела Covid-19. В какой-то момент болезни 49-летняя артистка не могла дышать без кислородной маски и начала задыхаться.

- Наше отделение располагалось на 6-м этаже, - рассказывала Анита.- Меня охватила клаустрофобия, я открыла настежь окна и в этот момент поняла, что реально могу сделать что-то непоправимое. Мне стало реально страшно. Я закрыла окна обратно и боялась к ним подходить.

Когда Анита рассказала об этом врачу, та ответила, что такие порывы могут быть характерным проявлением болезни. Как связана пандемия с ростом тревоги и депрессии у людей? Об этом «Комсомолка» спросила у Геннадия Банникова, кандидата медицинских наук, специалиста в области суицидологии.

Панические настроения

- Что касается действия вируса SARS-CoV-2 на сосуды головного мозга, то оно еще не до конца изучено, можно с достаточной долей уверенности говорить только о том, что вирус воздействует на все системы организма, - говорит Геннадий Банников. - С другой стороны, мы уже год живем в условиях пандемии и понятно, что состояние хронического стресса останется с нами надолго. Так что нам нужно искать, как справиться с ростом тревожно-депрессивных состояний.

Особо уязвимыми оказались люди старшей возрастной группы (около 70 лет), и это объяснимо. Они сталкиваются с процессом угасания физических сил, с болезнями тела чаще, чем молодые люди.

- Новое заболевание для них, - это дополнительный страх перед неизвестностью: «Как мне жить дальше?», «А что со мною будет?». Страх этот может приобретать и панические формы, а на фоне переживания своей ненужности, одиночества возможно развитие суицидальных мыслей, - поясняет Геннадий Банников. – За период пандемии именно у пожилых людей отмечается наиболее высокий уровень тревожных состояний и депрессий. Люди в возрасте часто не хотят быть бременем для окружающих, они не хотят заразить других. Вдобавок из-за требования социальной изоляции снижается уровень контактов с людьми, что еще больше может усиливать мысли о нежелании жить дальше.

Гаджет - спасательный круг

Человек, как известно, общественное животное. В условиях самоизоляции и всевозможных ограничений для молодежи спасательным кругом является гаджет, они привыкли общаться в интернет-пространстве. У людей старшего поколения такой привычки нет.

- Пожилым гораздо сложнее приспособиться к дистанционной работе, у них другой менталитет, - объясняет Геннадий Банников. – Для них привычно жить и общаться, что называется, «в живую». Работа на удаленке или «выход на больничный лист» может восприниматься ими с горечью: «Я стал не нужен». Если человек еще и лишился работы в этом возрасте, то ситуация становится крайне болезненной, для некоторых – непереносимой. Если нет поддержки семьи, родственников человек просто остается один на один со своими переживаниями и страхами.

Но бремя пандемии тяжело переносят и подростки.

- После снятия ограничительных мер, нам пришлось столкнуться с многочисленными случаями тревожно-агрессивных реакций подростков, - рассказывает Геннадий Банников. – Эта агрессия зачастую направлена на самого себя. За время самоизоляции накопилось физическое и психическое напряжение. Кроме того, когда дети учатся из дома, а родители работают там же - эта ситуация работает, как лакмусовая бумажка. Подспудные конфликты в семье могут усугублять психическое состояние подростка, приводить к импульсивным поступкам.

Стало больше жестокости в семьях

Отдельная тема – в семьях растет насилие, говорит наш эксперт. Все больше людей нуждаются в том, чтобы поделиться со специалистами своими переживаниями, получить профессиональный совет.

- Так при Центре психиатрии и наркологии имени Сербского сделали отдельный телефон доверия для тех, кто подвергся сексуальному насилию. Напряжение в обществе очень высоко и это касается всех возрастов, - поясняет специалист в области суицидологии.

К самоизоляции надо подходить разумно

- В любом возрасте, а в пожилом – особенно, нужно давать себе физическую нагрузку, несмотря ни на что, - говорит Геннадий Банников. - Потому что сидеть дома и не двигаться, – это прямой путь к ослаблению всего организма. Людям старшего возраста необходимо движение, свежий воздух, поэтому с моей точки зрения к самоизоляции надо подходить разумно. Да, необходимо обязательно носить маски, соблюдать социальную дистанцию, меньше посещать места скопления людей, но и гулять тоже нужно.

Помочь людям старшего поколения могли бы волонтеры.

- Если бы к пожилым приходили поговорить, быть может, волонтеры могли бы услышать тот крик о помощи, который, не всегда готовы услышать родные, - считает Геннадий Банников. – Возможно, в такие социальные бригады стоило бы включать и психологов. И я бы хотел сказать людям старшего возраста, что, если у вас появилась необходимость поговорить с другом, то стоит встретиться и поговорить. Да, сохраняйте социальную дистанцию, но поддержка близких по духу людей сейчас очень важна. И, конечно, всегда можно позвонить на линии психологической помощи.