Назад в СССР: секреты советской красоты, актуальные и сейчас
Парадокс. Несмотря на тотальный дефицит в Советском Союзе, женщины всегда выглядели ухоженными. Какой косметикой они пользовались? Есть ли «секреты красоты», которые актуальны и сегодня?
– Я поздно «приобщилась» к косметике. В театре нам выдавали практически всю продукцию фабрики «ВТО» (Всесоюзное театральное общество. – Прим. ред.). Сама же я пользовалась нашим «Дзинтарсом». Но вот духи у меня были «не местные». Помню, мы с мужем поехали по путевке в Дом актера в Ялте. Тогда это было очень престижно, ведь собирались там звезды кино и театра. На пляже я познакомилась с одной женщиной, которая работала в сфере торговли (видимо, за счет своей предприимчивости она и достала такую по тем временам «элитную» путевку). Эта дама произвела неизгладимое впечатление... цветом своей помады. Она была не просто розового цвета, а имела необычный, восхитительный оттенок. Когда я набралась смелости и спросила ее, откуда же у нее такая помада, она ответила: «Деточка, покупаешь обычную помаду за 35 копеек, смешиваешь ее с зубным порошком, и вот тебе весь секрет». Фантазия у женщин тогда работала просто удивительным образом. Это же надо было до такой технологии додуматься! Сейчас, конечно, многие женщины в возрасте выглядят лучше, чем выглядели в молодости. А все благодаря новым технологиям и доступным хорошим косметическим средствам. Хотя я до сих пор иногда делаю себе кремы сама. Покупаю обычные недорогие российские кремы, например с оливковым маслом, и добавляю нужные мне витамины.
Ирина Сова, член Объединения деловых женщин Латвии:
–Болгарская косметика, «Дзинтарс», фабрика «Красная Москва» – это все, что приходит на ум, когда вспоминаешь эти времена. Конечно, тогда различные рецепты были лучшим выходом из положения. Сейчас они кажутся наивными по сравнению с тем, что нам предлагают новые технологии.
Помню, что, когда была школьницей, у меня волосы были ниже пояса, свои, красивые, натуральные. А моя мама была заядлой модницей и периодически экспериментировала с цветом волос. Причем эксперементы начинала с меня, так как у нас с ней от природы одинаковый цвет. Она брала кончик волос и окрашивала. Мой кончик волос благополучно срезали, а мама могла точно узнать, как будет выглядеть краска. Что мы на мне только не пробовали, даже первую краску Londa. Сейчас я очень рада, что времена косметического дефицита канули в Лету. Современная косметика предоставляет женщине такой широкий выбор, что можно с облегчением вздохнуть и забыть о бабушкиных средствах.
Ирина Винник, депутат Рижской думы:
– Мое самое яркое воспоминание из советского детства – коробочка из зеленого бархата, котороя стояла у мамы на прикроватном столике. Там, внутри, были духи «Рижская сирень». Эта коробочка всегда мне казалась чем-то волшебным, а духи – символом роскоши. Я, конечно, тайком всегда любила играть с волшебным флаконом в форме грозди, но однажды разбила увесистую пробку от духов. Тогда моему горю не было предела. А несколько лет назад я узнала, что «Дзинтарс» возобновил производство этого аромата. Теперь они выпускаются в маленьких флакончиках и в картонной коробке. И если я теперь куда-то езжу за границу, то обязательно беру с собой несколько экземплярчиков в подарок знакомым. И все женщины отмечают, что запах хоть сейчас и не модный, но завораживает. Он настоящий, цветочный.
Еще, я помню, у мамы была пудра «Красная Москва», в картонной коробке, которая очень сильно пахла. Что касается моего личного опыта, связанного с советской косметикой, то тут обязательно нужно отметить тушь за 40 копеек в картонной коробочке. К туши прилагалась кисточка в виде зубной щетки, только очень маленькой. И для того, чтобы накрасить глаза, нужно было капнуть на тушь немного воды. Знаете, это была лучшая тушь, которой я пользовалась. Она, может, и текла немного, но никогда не размазывалась.
Из детства еще помню, что в ходу в советское время был детский крем, которым у нас дома очень поощрялось пользоваться. Потому что другая косметика была не то что под запретом, но родители считали, что настоящая девушка должна пахнуть чистотой и свежим запахом мыла (так, кстати, было написано в книге Александры Брунштейн).
Помню жирные кремы «Дзинтарс» в не очень приглядных тюбиках, но именно они снимали грим с лица просто потрясающе (об этом мы даже беседовали с покойной Вией Артмане, делясь женскими секретами). Поэтому сейчас я до сих пор пользуюсь этим методом.
Ирина Савельева, хореограф:
– Из прошлого вспоминаются голубые-голубые тени с перламутром и жуткие накладные ресницы, которые очень плохо держались. Я их увидела на одной артистке цирка, которая потеряла одну из ресниц прямо на сцене. Было очень забавно наблюдать, как она моргает одним глазом. Еще одно воспоминание о ресницах – это советская тушь. Ее я «таскала» у старшей сестры, а потом ходила, словно с синяками под глазами. Со старшей сестрой связана еще одна забавная история. Как-то мы приехали в гости к дедушке, и сестра решила «сварить» бигуди, чтобы накрутить волосы. А советские бигуди представляли собой нечто невообразимое. В общем, сестра закинула их в кастрюльку на кухне, залила водой и куда-то отошла. А дедушка, подумав, что на плите что-то готовится, досолил воду для бигуди, попробовал «бульончик» и очень долго недоумевал, почему это «макароны» такие странные, так долго варятся и все равно будто деревянные.
Наталья Васильева, телеведущая:
- У мамы были духи «Красная Москва» и одеколон «Наташа», запах которого был не особо приятным, и мы мазались им, когда кусали комары. Еще помню, все охотились на духи Burve. А вообще о советской косметике могу сказать, что Niveja производства нашего «Дзинтарса» – лучший крем на все времена. Я от него лет 10 пыталаcь «уйти», но все равно возвращалась.
Не знаю почему, но вот старые «примочки», как огурец на глаза, чайные пакетики, у меня лично как-то совсем не прижились. Может, потому что я не видела особого эффекта от этих методов...
Еще одно мое воспоминание – как мы красили волосы. Терли на терке мыло, добавляли туда перекись и этой смесью осветляли голову. Сейчас я очень рада, что для окрашивания волос появилось столько щадящих и почти безвредных красок. Кстати, о волосах. Помню, вместо лака для волос мы использовали подслащенную сахаром воду. В один прекрасный день мы с подругой куда-то собирались. Она побрызгала сахарной водой челку и решила ее накрутить. А так как плойки в настоящем ее понимании у нас не было, а лишь самодельное нечто из паяльника и железной расчески, то ничем хорошим это, естественно, не закончилось. Паяльник нагревался молниеносно. А подружка заболталась, и ее челка, сдобренная сахарной водой и накрученная на злосчастный паяльник, благополучно «пережарилась» и отвалилась.
Эдита Иванникова, ведущий преподаватель Spa School:
– Я помню крем «Дзинтарс», им пользовались все и от всего. Niveja появилась уже чуть позже. Моя главная ассоциация с советской косметикой – это запах ланолина. Отчетливо помню, что в советские времена после похода к косметологу я еще неделю сидела дома, такими беспощадными «специалистами» они тогда были. Спасали натуральные рецепты. В то время была очень популярна «Пражская» маска из сока квашеной каспусты. Она обладала чудодейственными свойствами. Были также популярны белковые маски для жирной кожи и из желтка – для сухой. Конечно, ко всему добавлялись различные составляющие, такие, как сливки, например. Когда я попала на стажировку в Москву, нам рассказали интересный рецепт маски: тонкий слой творога плюс перетертое яблочко. Я тщательно перетерла творог, затем яблоко и положила маску своей маме на лицо. Я куда-то отошла, а когда вернулась, маски не было. Вначале я подумала, что мама ее просто съела или смыла, но, как выяснилось, маска просто вся «впиталась» в кожу. Эту маску я, наверное, могла бы порекомендовать и сейчас.
Пилингов в то время тоже не было, и мы тщательно «терли» лицо губкой «Бадяга». Для тех, у кого чувствительные нервные рецепторы, эта процедура была пыткой. Мне самой казалось, что у меня будто сняли кожу с лица.
Светлана Иванникова, актриса:
Помню, школьницей я выезжала специально в Москву и отстаивала 12-часовые очереди за итальянской косметикой Pupa. Она была дорогой и сложно добываемой, поэтому ее экономили. В результате, конечно, происходило полное засыхание, например, туши. Ее пробовали реанимировать и даже варили трубочки в кипятке. Страшно вспомнить! Но ведь надо же было соблазнять и производить впечатление! Рассыпчатые пудры наших мам и угольки для глаз наших бабушек не годились! Мы брали химические карандаши, синие или зеленые, и делали умопомрачительные стрелки. Разукрашивали себя, как индейцы, подручными материалами, хлопали по щекам, возбуждая румянец, и выходили на улицу.
Волосы мы ополаскивали пивом, накручивали на бигуди. Кстати, замечу, это было довольно эффективно. Пиво или кефир для ополаскивания волос я бы, пожалуй, рекомендовала и сейчас. А еще был в моей жизни крем «Пондс». Баночки этого крема выпускались двух видов: один для жирной, другой – для сухой кожи. Помню, купила тот, что удалось достать, и намазала на ночь, искренне веруя, что проснусь красавицей. Но проснуться было сложно. Просто-напросто не открывались глаза. Аллергический эффект, и мое лицо, простите, превратилось в попу. Этим кремом я впоследствии пугала детей своих друзей: мол, будут плохо себя вести – намажу их кремом «Пондс». Могу констатировать, что советская косметика была совершенно непригодной, даже вредной для жизни. Но все эти консерванты, химические добавки, токсические ароматизаторы сделали нашу кожу более дубленой и научили ценить хорошее, то есть полезное.
Екатерина Пидяш Фото: из личного архива героинь, из архива издательства, пресс-фото