В Латвии
7 августа 2020 г., 9:14

Латвийские медики рассказали, чем грозят татуировки, сделанные "подешевле"

Otkrito.lv

Нынешним летом Центр профилактики и контроля заболеваний (SPKC) уже второй год подряд проводит кампанию «Доверяй, но проверяй!», чтобы информировать получателей и предоставителей косметических услуг о различных рисках инфекционных заболеваний во время проведения косметических процедур.

Под пристальное внимание попали инвазивные косметические процедуры, во время которых кожа целенаправленно прокалывается. Одна из таких процедур – татуировка, процесс, где одинаково важны как гигиена, так и художественные качества, ведь с нанесенным на кожу рисунком человеку придется прожить всю жизнь. О тенденциях в развитии тату-искусства и привычках клиентов рассказывают руководитель Латвийского общества татуажа Эдгарс Фрейманис и организатор Балтийской конвенции татуажа Максим Зотов.

Скупой платит дважды

По данным опроса, проведенного SPKC в прошлом году, в 2019 году косметическими услугами воспользовался каждый второй житель Латвии. 13% латвийцев признались, что регулярно пользуются возможностью получить косметические услуги, в том числе нанесение татуировок, «в домашних условиях». Видимо, на этом можно неплохо сэкономить, ведь услуги профессионального салона стоят дорого. Однако нанесение татуировки в сомнительных условиях может привести к гепатиту B или C и другим инфекционным заболеваниям, лечение которых потребует больших затрат времени и средств, к тому же вызвать глубокое разочарование в отношении ожидаемого эстетического результата.

Эдгарс Фрейманис, руководитель Латвийского общества татуажа, уже 10 лет руководит тату-салоном. Он рассказывает, что со временем отдельные тенденции меняются, но желание жить в здоровом обществе остается неизменным, а инфекционные заболевания – это точно не то, что человек хотел бы получить вместе с татуировкой. Соблюдение гигиенических стандартов – это вопрос репутации отрасли, поскольку клиенты склонны приписывать любой неприятный опыт не отдельному случаю, а отрасли в целом. Именно поэтому профессиональные салоны с особой тщательностью соблюдают требования гигиены. К сожалению, желание людей сэкономить за счет качества и безопасности по-прежнему актуально.

фото: пресс-фото
Руководитель Латвийского общества татуажа Эдгарс Фрейманис

«Профессиональная татуировка недешева, потому что одноразовые материалы стоят больших денег, да и оборудование довольно дорогое. Предложения по удешевлению могут отрицательно сказаться как на качестве татуировки, так и на здоровье клиента. Самая безумная вещь, которую я слышал – это то, что трое друзей отправляются делать татуировку и, чтобы вышло дешевле, все трое используют одну и ту же иглу. Иногда к нам в салон обращались люди, которых беспокоит незаживающая или воспаленная татуировка – значит, среда была недостаточно чистой или инструменты не были должным образом стерилизованы.

В результате это также влияет на качество татуировки во время заживления. Некачественные татуировки наши мастера исправляют довольно часто, с этим сталкивается каждый профессиональный салон. Человек сделал где-то быстрее и дешевле, но получается вдвое дороже, потому что исправление намного сложнее, и не каждый мастер берется за такую работу», – предупреждает Эдгарс Фрейманис.

В различных странах – схожие проблемы

С Эдгаром согласен и Максим Зотов, практикующий тату-мастер с многолетним опытом работы в Германии, организатор международных мастер-классов и Балтийской конвенции татуажа: «Профессиональное татуирование дороже, но на то есть веская причина. Выбирая дешевые тату-услуги, клиент никогда не может быть уверен в качестве и происхождении чернил и игл, с которыми работает мастер. К тому же дома невозможно обеспечить необходимую гигиену, потому что у людей нет доступа к автоклаву, необходимому для стерилизации принадлежностей.

И второй фактор, конечно же, – огромное количество некачественных татуировок. Человек приходит в студию, ему называют цену, он уходит недовольным, ищет услугу «по дешевке» и затем, скорее всего, вернется, чтобы исправить некачественную работу. Но это уже будет как минимум вдвое дороже, к тому же изначально запланированное качество никогда не будет достигнуто, а навсегда останется исправлением непрофессиональной работы».

Максим признает, что ситуация в Латвии еще сравнительно хорошая, но, например, в Германии, где он работает, приходят переделывать некачественные татуировки 40% клиентов. Максим напоминает – в мире мало мастеров, которые действительно работают профессионально, может быть несколько процентов от всех татуировщиков. Поэтому мастера нужно выбирать тщательно не только для безопасности, но и для эстетического результата.

Договоры – страхование и клиента, и мастера

Как и в любом салоне красоты, в тату-салоне клиент может довольно легко убедиться в соблюдении общих условий гигиены и безопасности. Эдгарс рекомендует осмотреть как общее состояние помещения – чистоту полов и стен, свежесть воздуха, так и условия, в которых проходит процедура: как подготовлен рабочий стол, правильно ли применены защитные средства, а также являются ли новыми и неоткрытыми упаковки с иглами и ручками.

Сам мастер тоже должен быть в чистой одежде, ухоженным и соблюдать требования гигиены и безопасности во время процедуры. Клиент имеет право задавать вопросы о выполняемой процедуре, мерах безопасности и квалификации мастера. Эдгарс указывает, что иногда у людей наступает аллергическая реакция на чернила, поэтому в легальных салонах перед сеансом необходимо заполнить анкету, где должны быть указаны возможные возбудители аллергии. Также следует считаться с тем, что мастер, для которого важна трудовая этика, вряд ли охотно согласится сделать первую татуировку на видном месте – на шее или ладонях, потому что сначала он захочет убедиться, что у клиента нет подобных аллергических реакций. Если так не делается, то есть основания сомневаться в профессионализме мастера.

В свою очередь Максим вопросов от клиентов даже не ждет, он сразу же рассказывает как о самой процедуре, так и об уходе за татуировкой во время заживления и в дальнейшем, чтобы созданное на коже произведение искусства не выгорало и сохраняло красивый вид. По его мнению, не разговаривать с клиентом – это непрофессионально. Максим также считает, что латвийским тату-салонам пора перенять положительный опыт других стран и заключать договоры с клиентами:

«В Германии мы заключаем с каждым клиентом три договора. Заключением первого договора клиент доверяет нам свои личные данные, чтобы мы могли связаться с ним в случае необходимости. Вторым договором клиент подтверждает, что полностью осведомлен о том, что и у кого он делает. В третьем договоре клиент подтверждает, что у него нет инфекционных заболеваний или других проблем со здоровьем, которые мешают ему сделать татуировку. Это своего рода страховка и для клиента, и для мастера, позволяющая решать возникающие проблемы в суде».

Однако самое главное, что рекомендуют оба эксперта перед нанесением любого тату – это найти подходящего мастера. Посмотрите на его работы, не полагайтесь только на обещания – если мастер раньше не создавал сложных рисунков, то, скорее всего, это ему не по силам. Стоит потратить время, проконсультироваться в нескольких салонах и найти профессионала, который действительно превратит задуманную клиентом идею в произведение искусства.

В моде индивидуальность

Популярность татуировок с годами только растет из-за влияния как поп-культуры, так и реалити-шоу. Сегодня даже политики беззаботно наносят татуировки, и ясно, что этот вид самоукрашения давно уже перестал относиться к определенным субкультурам.

И Эдгарс, и Максим отметили, что в настоящее время наибольшую группу риска тех, кто «попадается» на дешевые татуировки, составляют молодые люди в возрасте до 25 лет, у которых есть огромное желание сделать татуировку, но нет средств, чтобы позволить себе профессиональные услуги салона, и им не хватает терпения ждать. Они охотно делают какую-нибудь маленькую татуировку – «задешево» и сразу, зачастую, на очень видном месте, а позже, когда финансовая ситуация стабилизируется, приходят в салон, чтобы это исправить. Но до тех пор приходится жить с неудачной татуировкой.

В татуаже нет ярко выраженных модных тенденций, и каждый клиент мечтает о собственном произведении искусства. Эдгарс рассказывает, что спрос на латышские узоры, которые были в моде пять лет назад, значительно снизился – если раньше такие клиенты появлялись раз в неделю, то теперь, возможно, три-четыре раза в год. С другой стороны, татуировки на шее, ладонях и лице становятся все более популярными среди молодежи.

Максим, однако, признает, что культура татуировки в Латвии все еще находится на очень ранней стадии развития. Поэтому он хотел бы получить государственную поддержку и для организованной им Балтийской конвенции татуажа – мероприятия для профессионалов, которое также проводится в других странах, чтобы обозначить Латвию на международной карте искусства татуировки как место, где можно найти великолепных мастеров.

Подробная информация о кампании «Доверяй, но проверяй!» доступна здесь.