фото: Pixabay.com
Во что нужды ребенка-инвалида обходятся родителям в Латвии?
В Латвии
7 июля 2020 г., 18:15

Во что нужды ребенка-инвалида обходятся родителям в Латвии?

Rus.lsm.lv

Когда в семье растет ребенок с особыми потребностями — это означает обеспечение дополнительных нужд, много денег приходится вкладывать в реабилитацию и технические спецсредства. И что делать, если финансовое положение семьи не позволяет оплатить всё это из своего кармана? Latvijas Radio рассказывает, о каких примерно суммах может идти речь.

Винета Григане-Дранде с мужем растят троих детей. У среднего, Екаба, с рождения — детский церебральный паралич.

Винета подбила баланс, сосчитав затраты на содержание Екаба, выделив именно его дополнительные нужды, куда не входят лакомства, одежда или игрушки. 

«Эти абсолютные затраты формируют три блока. Один — это большие, объемные инвестиции, но в году они необходимы один-два-три раза. Например, в случае Екаба комплект мягких ортозов стоит 2500 евро, жестких — около 3500. Плюс к крупным расходам мы в случае Екаба причисляем и инъекции токсина ботулина, которые мы ездим делать в Эстонию. Три эти крупные вещи, если суммировать, в год обходятся в 7200 евро».

Упомянутые матерью мальчика инъекции делают и в Латвии, но методы отличаются, и в Латвии они не внушают Винете доверия, потому что в Эстонии гораздо быстрее анализируются  результаты проделанной работы, а сама процедура менее болезненна.  

Есть и ситуации, когда помощь от государства  или самоуправления вроде бы есть — но на сумму, гораздо меньшую, чем полная стоимость товара либо услуги. Те же ортозы: государство проводит тендер, но, по словам Винеты, сейчас цена, за которую организатор закупки хочет ортозы получить, настолько несоразмерно низкая, что желающих поставлять хороший товар нет — и купить за эти деньги возможно лишь недостаточно качественные вспомогательные приспособления.

Второй блок затрат — услуги ассистента. Они для семьи чрезвычайно важны, чтобы взрослые могли иметь возможность продолжать зарабатывать, а также уделять время остальным детям. За те деньги, которые полагаются ассистентам, найти помощника крайне трудно, говорит Винета: «По этой причине семье приходится искать дополнительное финансирование, если ассистент со стороны, чтобы покрыть эти издержки. В большинстве случаев найти не удается, и тогда это печальные истории матерей, ставших ассистентками.

Если проанализировать всё вместе, то, в зависимости от семьи, выходит от нескольких сотен до тысячи евро в месяц, которые семье нужно покрыть из своего кармана. Конечно, частично эти деньги можно получить и в виде оплачиваемого государством или самоуправлением ассистента.

Третий блок расходов связан с реабилитацией. Здесь необходимо около 200 евро в неделю, на два занятия физиотерапией и два — эрготерапией, посещение аудиологопеда или микрологопеда и музыкальную терапию.

Григане-Дранде, впрочем, указала, что есть услуги, которые государство поддерживает, но их нужно дожидаться в общей очереди. В том числе и с теми ребятишками, которым процедуры показаны, но их ожидание не столь критично для качества их будущей жизни. Государство предлагает и интенсивные курсы реабилитации, но, как подчеркивает Винета, их объем недостаточен и покрывает мизерное число дней в году.