фото: LETA
Минздрав мстит врачу, уехавшему из Латвии, и хочет заработать за его счет
В Латвии
6 апреля 2020 г., 11:55

Минздрав мстит врачу, уехавшему из Латвии, и хочет заработать за его счет

Kārlis Seržants

Kas Jauns Avīze

Марис, молодой врач из Латвии, пять лет назад, не в состоянии обеспечивать семью, вынужден был переехать в Германию. Таким образом, он нарушил условия договора, по которым после завершения резидентуры в бюджетной группе нужно было пять лет работать в Латвии.

Осознавая, что договор нарушен, Марис (его фамилия находится в распоряжении редакции) был готов добровольно вернуть учебную плату у резидентов его профессии это около 2000 евро в год,   в общей сложности 10 000 евро. Как же удивился врач, когда Министерство здравоохранения прислало ему счет, требуя вернуть... 30 000 евро. В расходы включено даже приобретение занавесок для конференцала и общие коммунальные платежи Рижского университета Страдиня. Марис был потрясен таким отношением, не согласен, и уже несколько лет продолжается судебное разбирательство.

Я закончил медицинский факультет в 2009 году и хотел поступить в резидентуру кардиологии. К сожалению, доступны были только платные места 2000 евро в год, и из-за своей финансовой ситуации я не мог себе этого позволить.

В тот момент у Мариса была практика в интенсивной терапии кардиологии, поэтому он выбрал ближайшую в бюджетной группе специальность анестезиологию и интенсивную терапию. Во время резидентуры его семья пополнилась четырьмя детьми, и это очень осложнило уже и без того трудную финансовую ситуацию, поэтому Марис в дополнение к резидентуре работал еще на двух работах. Они пригодились в получении такого опыта, которое резидентура не всегда предоставляет, причем он работал самостоятельно, как анестезиолог-реаниматолог фактически сертифицированный врача, например, в Тукумской больнице.

При достижении статуса сертифицированного врача я понял, что не могу обеспечить семью, даже работая на трех работах, и рост зарплаты сертифицированного врача возможен, только работая еще дополнительно. По грубому расчету, мои максимальные часы дежурств в целом позволили заработать около 450 до 500 евро в месяц, что означало минимальное время для семьи и никаких возможностей еще больше работать", продолжает Марис.

Затем очень неожиданно пришло предложение о работе из Германии, и, взвешивая все за и против, врач решил поехать за границу, чтобы иметь баланс времени для семьи и работы.

Финансово Германия не такая замечательная, как можно себе представить, о расходах нужно думать каждый месяц, налоговое бреся выше, чем в Латвии. Плата за аренду и коммунальные платежи значительно выше, но рабочая нагрузка в целом составляет 200 часов в месяц и финансово все- таки легче.

Теперь Министерство здравоохранения требует у Мариса вернуть 30 000 евро, это в три раза больше, чем была плата за обучение.

“На семью время больше и детские пособия от государства более ощутимы. Переезд с родины - в особенности, для моей жены -  был очень трудным, и она предпочла бы жить и работать в Латвии, она медсестра. Но семья на первом месте, и поэтому мы до сих пор остаемся в Германии. Конечно, такое отношение Министерства здравоохранения мое решение только усиливает", признает Марис.

Адвокат Олавс Церс, взявший на себя защиту врача, считает, что министерство в такой ситуации не имеет права требовать более официально установленной платы за обучение, и это в своем решении констатировано также судом первой инстанции.

Церс говорит: Согласно правилам Кабинета министров от 30 августа 2011 года, если лицо не выполняет их требования, не осваивает успешно программу обучения или прекращает обучение в резидентуре по независящим от высшей школы причинам, оно возвращает полученные средства государственного бюджета согласно условиям заключенного высшим учебным заведением и соответствующим лицом договора.

В пункте 16 договора установлено, если резидент не выполняет установленное пунктом 10 обязательство или прекращает обучение из правомерного лечебного учреждения или по независящим от высших учебных заведений причинам, он в течение пяти лет покрывает связанные с обучением расходы в резидентуре. Вместе с тем резиденты должны вернуть только те расходы, которые фактически использовались для их обучения в резидентуре.

Резиденты, которые в университете учились на программе в области медицины за свои средства в 2009/2010 году и в 2010/2011 академическом году, за свою учебу платили 1920,88 евро в год. Несмотря на это, министерство взыскивает в три раза больше, и это заставляет думать об абсурдной ситуации если от резидента на бюджете требуют трехкратную сумму, то следует сделать вывод, что резиденты платной группы платят в три раза меньше, чем их образование реально стоит.

В суде Министерство здравоохранения не могло предъявить конкретные расчеты, как такая запрашиваемая денежная сумма получена, хотя были представлены документы на 400 листах. Из них следует, что за средства, предоставленные государством для обучения резидентов, клиническая университетская больница Паула Страдиня приобрела занавески на 4062 евро, провела ремонт конференц-зала на 2000 евро, заплатила коммунальные платежи в размере 35000 евро и закупила оборудование на долгосрочное использование примерно за полтора миллиона евро.

В то же время университет Страдиня в письме от 1 апреля 2011 года о расходовании средств государственного бюджета на обучение резидентов информирует, что общий остаток средств, предусмотренный для обучения резидентов, в 2010 году составил 1 493 149 евро. Очень странно, что эти средства на обучение резидентов фактически не использовались, а министерство также взыскивает их с резидентов.

Департамент по гражданским делам Сената Верховного суда в другом деле уже указал: Со стороны истца недостаточно указать только на размер убытков, но необходимо доказать их наличие в указанном в заявлении о иске размере. Если какое-либо доказательство обстоятельств фактически невозможно, то их невозможно подать на констатацию в суд".

Суд второй инстанции, однако, не согласен с мнением Мариса о том, что сумма обучения резидента должна быть равна как у платных студентов, так и у студентов на бюджете, с одновременным указанием, что министерство не представило доказательства об обоснованности всех затребованных средств.

Это решение означает, что через несколько лет процесс судопроизводства вернулся к нулевой точке министерству предоставлена возможность для повторных расчетов, которые оно не смогло осуществить в рамках двух лет судопроизводства.

В судопроизводстве Латвии это первый такой процесс, поэтому результат может повлиять на конечный результат других подобных дел. В судебной практике решения Сената Верховного суда используются в качестве прецедента, в котором представленные юридические сведения применяются при решении подобных юридических споров. То есть результат этого дела может существенно повлиять на подобные процессы в будущем, а также показать, насколько корректными на самом деле являются расчеты на расходы бюджетных студентов.

В то время, когда многие врачи разных профессий и медсестры в подобных ситуациях отправились работать в иностранные государства, такое отношение Министерства здравоохранения определенно не способствовало бы их желанию вернуться в Латвию.

От министерства в двухнедельный срок получить объяснение так и не удалось.