фото: LETA
Действительно ли с анализами слюны хотят украсть ДНК детей? Отвечает специалист
Реально & Невероятно
1 сентября 2021 г., 13:36

Действительно ли с анализами слюны хотят украсть ДНК детей? Отвечает специалист

Протестующие против "обязательной вакцинации" и "пыток детей" в школах тестами на Covid-19 выдвинули страшную теорию заговора о том, что, сдав анализы слюны, какие-то недоброжелатели возьмут и образцы ДНК учеников. Впоследствии образцы будут вывезены из Латвии, чтобы использовать эти ДНК или "уникальную конфиденциальную информацию" при совершении ужасных преступлений. Портал Jauns.lv выяснил, насколько реалистичен такой сценарий и для каких целей это вообще может понадобиться?

Наталия Магазейне, член партии Шлесерса Latvija pirmajā vietā, тревожно пишет в социальных сетях: "Не будем давать использовать детей как лабораторных крыс!". Представитель другой популистской партии Илга Расцевска обеспокоена: "...детские образцы слюны, которые с конца августа будут везти в лаборатории, - это также и образцы генетического материала". На митинге антиваксеров в Екабпилсе один из "неудобных вопросов" звучал так: "Зачем нужен анализ слюны? Они содержат нашу ДНК, которая является конфиденциальной информацией".

Обеспокоенность протестующих выражена в слогане: "Родителям нельзя разрешать своим детям сдавать тесты слюны на Covid-19, поскольку из них будут взяты образцы ДНК и доставлены в лаборатории в качестве биологических образцов генетического материала". Портал Jauns.lv поинтересовался, действительно ли таким способом можно получить образцы ДНК, и зачем они вообще нужны, что с ними такого нехорошего можно делать?

Эвия Шталберга, начальник отдела по связям с общественностью Национальной службы здравоохранения Латвии, отметила, что подобные манипуляции с тестами слюны школьников не предусмотрены: "Изученный материал используется только для определенной цели - тестирования на наличие инфекции Covid-19. Образцы слюны обрабатываются только в лабораториях". Кроме того, следует подчеркнуть, что все эти лаборатории находятся в Латвии, и никто не собирается перевозить отобранные образцы для анализа за переделы государственной границы.

фото: архив Rīgas Viļņi

Юрис Штейнбергс, заместитель начальницы лабораторной службы Рижской Восточной клинической больницы, сказал: "Волнение протестующих, скорее всего, связано с тем, что из человеческой слюны можно выделить ДНК, а затем исследовать его и совершать самые различные манипуляции. В слюне всегда будут клетки эпителия, из которых можно изолировать ДНК человека и изучать его и делать с ним многое другое. Многие лаборатории используют образцы слюны и мазки изо рта для исследований ДНК. Но в этом случае цель сбора образцов совсем иная - выяснить, есть ли у человека вирус или нет. Из этих образцов выделяется не геномная ДНК человека, а РНК вируса, поскольку геном вируса SARS-CoV-2 состоит из РНК, а не из ДНК. Получают очищенную РНК, а затем с помощью специального теста определяют наличие или отсутствие РНК вируса SARS-CoV-2 в этом образце.

Я не вижу ни малейшей причины, почему нужно использовать слюну для каких-либо других тестов, зачем искать что-то еще в этой слюне? Кроме того, для экономии денег образцы слюны обычно объединяют по 10, иногда и по 20. То есть у нас есть Анниня, Юритис, Петеритис, Лиените и так далее. Берут небольшое количество (обычно 100 микролитров) всех десяти образцов детской слюны, объединяют в один образец и затем тестируются с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР).

фото: Vida Press
Иллюстративное фото

Если в этом "общем образце" вируса не обнаружено, то очевидно, что ни у одного из этих десяти детей его нет. Если же вирус обнаружен в общем образце, тогда все десять образцов проверяют по отдельности. Если все эти десять человек "смешиваются" в "общий образец", то я не вижу ни малейшего смысла кому-то бояться того, что кто-то может сделать что-то нехорошее. Ходили слухи, что все эти образцы теперь будут включены в какую-то базу данных генома и так далее. Дорогие люди, во всем мире, а также в Латвии действуют очень строгие законы в этой сфере. Ни один образец человека (речь об образцах генома) не может быть включен в какую-либо базу данных или изучен без согласия этого человека. И ученые, и врачи этого очень строго придерживаются".

Штейнбергс называет такую обеспокоенность антиваксеров "полным бредом". Изолирование ДНК - дело тонкое и достаточно сложное, чтобы кто-то захотел сделать это "просто так", - объясняет доктор биологических наук, добавляя: "Честно говоря, я не могу представить - а с какой целью? Получение ДНК человека в плохих целях, например, для фальсификации каких-то доказательств - чтобы оставить ДНК, слюну или кровь этого человека на месте убийства... Теоретически - это возможно, но мы же говорим о детях".