фото: Shutterstock
Ученые назвали возраст, когда у нас нарушается метаболизм
18 августа 2021 г., 20:40

Ученые назвали возраст, когда у нас нарушается метаболизм

Практически каждому человеку старше сорока лет знаком момент, когда приходит осознание, что скинуть лишние килограммы стало намного сложнее. Этому вопросу было посвящено масштабное исследование, в рамках которого удалось выяснить, в каком возрасте у людей нарушается метаболизм. Предупреждаем, результаты могут вас сильно удивить.

Когда заходит речь о наборе лишнего веса и сложности похудения, многие из нас склонны пенять на плохой обмен веществ, объясняя этим свой неуспех на пути к идеальной фигуре. Однако недавно ученым удалось доказать, что скорость нашего метаболизма достигает пика в возрасте одного года, затем стабилизируется с 20 до 60 лет и только потом начинает неуклонно снижаться.

Метаболизм (он же обмен веществ) – это химический процесс, при котором пища превращается в энергию, измеряемую в калориях, представляя собой своего рода топливо для нашего тела. Фактически, обмен веществ никогда не прекращается, он необходим для обеспечения жизнедеятельности организма и, следовательно, происходит во всех его клетках.

«Хороший» обмен веществ, выражающийся в более быстром сжигании калорий, позволяет относительно легко сбрасывать лишний вес или сохранять имеющийся, тогда как «плохой» или медленный метаболизм, напротив, затрудняет процесс похудения.

В исследовании, проведенном американскими учеными из Университета Дьюка в Северной Каролине, приняли участие 6,400 добровольцев в возрасте от 8 до 95 лет, проживающие в 29 разных странах. Ученые измеряли количество сожженных ими калорий при помощи питьевой воды с двойной меткой, с добавлением более тяжелых изотопов атомов водорода и кислорода, отслеживая количество углекислого газа, выдыхаемого ими во время повседневной деятельности.

В итоге ученые с удивлением отметили, что метаболизм человека не меняется на протяжении всего среднего возраста.

В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале Science, удалось выявить четыре фазы метаболизма:

• С рождения до 1 года – метаболизм меняется от уровня матери ребенка к максимальному в течение всей жизни, становясь на 50 процентов выше, чем у взрослых;
  • С 1 до 20 лет – стабильное снижение на 3 процента в год без особых скачков в период полового созревания;
  • С 20 до 60 лет – без изменений;
  • С 60 лет – постоянное снижение (примерно на 0,7 процентов в год), в результате чего к 90 годам метаболизм становится на 26 процентов ниже, чем в среднем возрасте.

«Мы никогда раньше не видели этой картины, и в ней полно сюрпризов, – сказал один из исследователей, профессор Джон Спикман из университета Абердина в Шотландии. – Самым удивительным для меня является то, что во взрослом возрасте не происходит никаких изменений. Поэтому, если в среднем возрасте вы сильно поправитесь, теперь уже не получится обвинить в этом снижение метаболизма».

Другие сюрпризы для ученых, к примеру, заключались в том, что входе исследования не было выявлено резкого увеличения метаболизма в подростковом возрасте или во время беременности, также как и не было отмечено замедление обмена веществ в период менопаузы.

Но одним из наиболее удивительных открытий стал метаболизм младенцев. Оказалось, что в течение первого месяца жизни у ребенка такой же уровень метаболизма, как и у его матери. Но вскоре после рождения скорость обмена веществ резко возрастает, становясь на 50 процентов больше, чем взрослых.

«Когда люди говорят о метаболизме, они думают о диете и физических упражнениях, но на самом деле речь идет о работе вашего тела, его клеток, – сказал в интервью "Би-би-си" профессор Герман Понцер из Университета Дьюка. – Они невероятно загружены работой в возрасте одного года, и когда мы видим снижение с возрастом, замечаем, что клетки перестают работать».

Профессор Том Сандерс из Королевского колледжа Лондона сказал: «Интересно, что удалось обнаружить очень небольшие различия в общих расходах энергии между молодым и средним возрастом – временем, когда большинство взрослых в развитых странах набирали вес. Такие данные подтверждают теорию о том, что эпидемия ожирения вызвана избыточным потреблением пищи, а вовсе не снижением расхода энергии».