Культовые обувщики звезд
Дизайнер привык вступать с обладательницами лубутенов в как можно более близкие отношения. Подобно писателям, Кристиан устраивает для своих фанаток автограф-сессии
17 мая 2010 г., 10:51

Культовые обувщики звезд

Otkrito.lv

Туфли Christian Louboutin ― женское орудие доминирования над мужским полом. Иметь элегантную обувь с фирменной красной подошвой хотела бы любая модница. Но далеко не всем такие туфельки по карману. «О!» присмотрелся к Кристиану Лубутену и еще двум создателям самых роскошных обувных брендов ― Джимми Чу и Маноло Бланику.

В охваченным кризисом мире Кристиан Лубутен (46) умудрился вдвое увеличить продажи, сбывая по 340 тысяч пар обуви в год. При том, что минимальная цена его туфель составляет 495 долларов (около 270 латов), а максимальная состоит из пяти цифр. К декабрю глобальная сеть Лубутена будет насчитывать 32 бутика против 19 в прошлом году. Лубутены постоянно появляются на красных ковровых дорожках, им в любви признаются первостатейные селебритиз, а для обычных женщин они являются подлинным фетишем. «Я никогда не мечтал зарабатывать много денег, ― говорит Кристиан Лубутен. ― Просто для меня свод женской стопы ― самая красивая вещь на свете. Смотреть на ногу, это все равно, что быть под ЛСД. Поэтому и туфли кажутся мне столь властными, столь красивыми».

Секс в маминой кровати

Интерес к женской обуви проснулся у Кристиана Лубутена в юном возрасте. Дизайнер вырос в 12-м округе Парижа, в семье домохозяйки и мебельщика. По не известным даже Кристиану причинам, отец никогда с ним не общался. Исключением стал единственный раз, когда ремесленник научил сына, как вырезать кусок дерева. Вот и приходилось мальчику проводить время в обществе матери и двух сестер. «Я вырос в гареме, ― говорит Лубутен, ― у женщин нет от меня секретов».

Отсутствие отцовского воспитания наложило свой отпечаток на характере Кристиана. В школе он совсем не дружил с мальчишками. Вместо хулиганских забав подросток корпел над учебниками или пропадал в Музее африканских искусств. Однажды внимание юноши привлек висевший на стене музея знак: перечеркнутое изображение туфли на шпильке. «Я буквально к нему приклеился, ― вспоминает дизайнер. ― Это были 70-е и никто тогда не носил обувь на таком высоком каблуке. Я подумал «Как может кто-то нарисовать туфлю, которой не существует, да еще и запретить людям ее носить? Это был первый раз, когда я соприкоснулся со своим воображением». С этого момента Лубутен буквально заболел модой и одержимо рисовал модели обуви на полях всех своих тетрадей. В будущем эти наброски станут основой первой коллекции дизайнера.

К 14-ти годам Кристиан Лубутен с головой окунулся в мир моды. То есть стал наряжаться, как «панк-транссексуал» и ходить в ночные клубы. Домой он, как правило, возвращался в компании нового дружка. «У меня с мамой был уговор ― когда мы подходили к двери, я свистел и она перебиралась из спальни в мою комнату, ― откровенничал дизайнер. ― Моих друзей всегда шокировало, что она не возражала, что мы занимались сексом в ее постели». Не меньшим откровением для избранников Лубутена был и утренний ритуал ― мама готовила голубкам завтрак, а затем вручала им выстиранную и выглаженную одежду.

Днем амбициозный молодой человек обивал пороги парижских кабаре и мюзик-холлов, где он, с рисунками подмышкой, предлагал свои модели для танцовщиц. Но Кристиану отказывали, мотивируя нехваткой денег, тем более, когда речь идет о никому не известном модельере. «Мне было так больно», ― вспоминает Лубутен. Настойчивый юноша не собирался сдаваться. Он решил обзвонить дома моды, в надежде получить место подмастерья. Звонок в Balmain остается неотвеченным, а вот Dior «выстрелил»! Кристиан получил возможность постигать ремесло обувщика в одном из самых известных домов моды в мире.

Прекрасные башмачки

В 1992 году Кристиан Лубутен открыл свой первый бутик в Париже. И это был успех! Головокружительную популярность «лубутенам» обеспечили и высоченная шпилька, и блистающий шиком и изысканностью дизайн, и, конечно, красная подошва ― фирменный знак туфель Лубутена. Вдруг выяснилось, что проблеск красного под стопой женщины выглядит невероятно сексуально. Согласно продвигаемой модельером легенде, идея окрасить подошву туфель в красный цвет пришла к нему в процессе создания первой коллекции. Кристиан увидел, как его помощница красит ногти красным лаком Chanel, и понял, что должен сделать тоже самое с подошвой туфель. Женщины были в восторге. А вот коллеги дизайнера оценили нововведение не сразу. Так, для одной из свой ранних коллекций в доме Lanvin модельер Альбер Эльбаз попросил Лубутена сделать обувной ряд. Увидев красные подошвы, дизайнер побоялся, что это будет слишком смело и перекрасил их в черный цвет. По словам нынешнего креативного директора Lanvin, главный элитный обувщик его за это «чуть не убил».

Кристиан Лубутен далеко не первым начал экспериментировать с цветом и фактурой подошвы. До него это делали, например, китайские женщины, исповедовавшие буддистскую традицию. Верующие дамы раскрашивали подошвы своей обуви, в которой намеревались отправиться в мир иной. Таким образом особы рассчитывали сделать красивой свою загробную жизнь. Клиенток Лубутена же больше заботит жизнь теперешняя. «Половина моих женщин мечтает, что туфли сделают их немного вульгарными, ― говорит Кристиан. ― Вторую часть составляют по-настоящему вульгарные особы, которые рассчитывают, что туфли придадут им утонченности».

Шесть тысяч «лубутенов» для одной

Лубутен ― особый тип дизайнера. Среди его клиентов ― самые влиятельные и статусные женщины мира. Но ни одна из них не получила от модельера туфли в подарок. Лубутен никогда не уценивает свои модели, не тратит деньги на рекламу и уж тем более не платит звездам, чтобы они появились в его туфлях на красной дорожке. «Говорим ли мы об обычной женщине или знаменитости, самый важный аспект ― это желание. Женщина должна думать: «Когда я смогу заполучить туфли? Я так нестерпимо хочу их, что просто не могу ждать!» Если отнять эти ощущения у женщины, то можно очень много потерять».

Одновременно с этим Лубутен проводит политику осознанной доступности для широких клиентских масс. Подобно писателям, он устраивает встречи с обладательницами обуви имени себя. В самых разных точках Земного шара, женщины создают длинные змеевидные очереди, чтобы добраться до Создателя и получить от него автограф. На чем? На «лубутенах», разумеется! У таких встреч есть свои правила ― одна пара обуви на одну женщину. Причем туфли непременно должны быть в идеальном состоянии. «Я не выношу грязную обувь! ― говорит Кристан Лубутен. ― Если на туфле есть хоть одна царапина, я даже смотреть на нее не могу». На рандеву с поклонницами модельеру приходится выслушивать многое. От восторженных комплиментов, до шокирующих признаний. «Они похожи на ангелов», ― говорит одна дамочка. «Я куплю их, но никогда не надену. Я буду держать их на полке у камина. Я не хочу причинять им боль», ― вторит ей другая. Однако самую странную историю рассказывает сам Лубутен: «У меня в Париже есть одна клиентка, психоаналитик. Она приходит в магазин, только когда в нем нахожусь я. И я должен лично подобрать ей туфли. Однажды я помог ей донести их до машины и когда она открыла багажник, он доверху был забит моими обувными коробками. Она покупает туфли, но даже не распаковывает их».

Список звездных клиенток Лубутена выглядит впечатляюще! В нем и Виктория Бэкхем, и Сара Джессика Паркер, и Анджелина Джоли, и Дженнифер Лопес. Последняя даже упомянула любимого модельера в песне. По словам дизайнера, зачастую женщины начинают называть себя его главными клиентками, после того, как в гардероб помещается 15-я пара «лубутенов». Однако для самого Кристиана, значительный покупатель тот, у которого, минимум, 500 пар туфель! Если верить статистике Лубутена, таких женщин сейчас примерно три тысячи. Абсолютным рекордсменом среди них является автор женских романов Даниэлла Стил. «У нее 6 тысяч пар обуви, если не больше. Когда она приезжает в Париж, то скупает практически все. Потом она летит в Нью-Йорк, заходит в мой бутик, сообщает, что немного разочарована, мол, в магазине ничего нет, и выносит оттуда 80 пар обуви. Она супер!» ― смеется Кристиан.

Хранитель королевских ножек

Малазийский дизайнер Джимми Чу (49) уже почти десять лет, как отошел от дел. Однако туфли бренда Jimmy Choo до сих пор сводят с ума женщин всего мира. В особенном почете обувь от мистера Чу у голливудских модниц вроде Скарлетт Йоханссон, Джулии Робертс, Пэрис Хилтон, Николь Ричи и других селебритиз. Средняя цена на брендовые туфли варьируется от 400 до 1200 долларов (от 220 до 655 латов). В сравнении с «лубутенами», модели Jimmy Choo выглядят более консервативно. Их особенность заключается в сочетании классических форм с неожиданными деталями. Философия бренда — стремление создать роскошную обувь, которая будет уместна везде и при этом весьма практична.

Известность первым коллекциям Джимми Чу в свое время принесла принцесса Диана, впервые появившаяся на публике в элегантных туфлях от дизайнера еще в 1986 году. Личное знакомство королевской особы и обувщика состоялось четыре года спустя, когда Диана заказала у Джимми сразу шесть пар эксклюзивных туфель. После этого между принцессой и модельером завязались не только деловые отношения, но и крепкая дружба. Чу до сих пор верно хранит многие секреты принцессы. Кстати, Диана попала в автокатастрофу за день до того, как Джимми Чу собирался подарить ей новую пару туфель в Кенсингтонском Дворце.

Значимую роль в жизни дизайнера сыграла один из редакторов журнала Vogue Тамара Меллон. Наследница империи Vidal Sassoon, Тамара однажды поняла, что нуждается в хороших туфлях. На тот момент рынок люксовой обуви не был таким обширным, как сейчас, и мисс Меллон пришла к мысли о создании собственной марки обуви. Выбор влиятельной и состоятельной особы пал на мастера обуви Джимми Чу. Начало сотрудничества было очень трудным. Малазийский самородок не мог продумать на бумаге коллекцию в целом, а его племянница и помощница Сандра Чой тогда только училась на дизайнера обуви в Saint Martins. Однако Тамару это не остановило, они вместе с Сандрой разработали первую коллекцию обуви, в которой отразились все пожелания к удобству и красоте роскошной обуви.

Однако по-настоящему культовый статус бренд Jimmy Choo приобрел благодаря сериалу «Секс в большом городе». В одной из серий героиня Сары Джессики Паркер произносит историческую фразу: «Я потеряла мои Джимми Чу!..», подчеркивая, что эти туфли были самой большой ее ценностью в тот момент. Поклонники культового сериала также должны помнить лиловые замшевые туфли, отделанные перьями, в которых Кэрри Брэдшоу пошла на важное свидание.

Сегодня обувь от Jimmy Choo выбирают многие звезды: эффектные туфли и босоножки есть в гардеробе практически каждой голливудской модницы. Последний «фетиш» знаменитостей ― босоножки Quinze. Такими уже обзавелись звезда «Аватара» Зоуи Салдана, ее коллега по киноиндустрии Диана Крюгер, супермодель Хайди Клум и другие знаменитости.

«Маноло, обувь у вас получается лучше!»

«Сэр, пожалуйста, берите сумочку Fendi, берите кольцо и часы, но только не трогайте мои Manolo Blahnik», ― после этой фразы, брошенной героиней того же сериала «Секс в большом городе» Сары Джессики Паркер уличному грабителю, обувной бренд был обречен. Обречен стать феноменом массовой культуры, принеся своему создателю внушительные дивиденды. С конца 90-х годов для поклонниц изящных, тонконосых туфель на высоком тонком каблуке любимый стиль немыслим без творений Маноло Бланика.

Чех по отцу, испанец по матери, Маноло Бланик родился в 1943 году на Канарах. «У нас не было соседей, рядом был только дом деда, ― вспоминает дизайнер. — Банановые пальмы, море и мы... в общем-то, рай». С раннего возраста Маноло знал, что будет делать обувь. В порядке развлечения мама мальчика училась у местного сапожника делать эспадрильи ― обычные веревочные туфли, самый распространенный вид обуви островитян. Сын не упускал возможности ей помочь. «Уверен, что интерес к обуви у меня почти генетический, ― утверждает Бланик. ― Я не только наблюдал, как из ленточек и шнурков рождаются туфли, но мне позволяли быть вовлеченным в процесс».

После переезда на материк подросшего Маноло определили в Женевский университет штудировать политику и юриспруденцию. Родители мечтали, чтобы сын стал дипломатом. Однако он считал иначе. Сперва Бланик-младший занимался литературой и архитектурой, а потом и вовсе бросил университет, переехал в Париж и стал изучать историю искусств. На жизнь Маноло зарабатывал в бутике винтажной одежды на улице Бонапарта. Через три года отец помог отпрыску перебраться в Лондон и поступить в лингвистический колледж, чтобы совершенствовать английский. Однако и тут юноша проявил характер. Вместо нужной зубрежки, Маноло предпочитал работать в модных бутиках, писать статьи для Vogue Italia и рисует эскизы костюмов ― поначалу он мечтал стать художником кино и театра.

В возрасте 28 лет Бланик собрал портфолио своих эскизов и отправился в Нью-Йорк в надежде найти работу мечты. Одаренному модельеру удалось добраться до редактора американского Vogue Дайаны Вриланд. Влиятельная особа в мире моды, Дайана просмотрела эскизы Бланика. При этом больше всего ее внимание зацепил набросок туфельки с плющем и веткой вишни, оплетающей лодыжку. «Почему бы вам не делать аксессуары? Займитесь обувью ― она у вас замечательно получается», ― сказала дизайнеру редактор Vogue, определив его дальнейшую судьбу.

Обувь для «отвратительных» звезд

Маноло Бланик радует женские глаза и ножки своими моделями туфель уже 30 лет лет. Среди поклонниц дизайнера «ходят» такие знаменитости, Наоми Кэмпбелл и Мадонна. Они легко могут себе позволить себе «бланики» по цене от 300 до 1100 долларов (от 165 до 600 латов) за пару. Кстати, именно Мадонне принадлежит самая знаменитая цитата, восхваляющая продукцию Бланика: «Туфли Manolo Blahnik ― как секс, только лучше. Они служат дольше». Сам дизайнер ничуть не отрицает, что его обувь ― в значительной степени эротическая история. «Стоит женщине встать на каблуки, как ее походка меняется. Она мгновенно становится сексуальнее, ― уверяет Бланик. ― Превратить «обычную» женщину в необыкновенную трудно, но мне удается сделать себе такой подарок».

Армию почитательниц Бланика составляют только самые состоятельные дамы, львиная доля которых смотрит на нас с обложек глянцевых журналов. При этом сам мэтр обувного искусства славится привычкой время от времени «чехвостить» нынешних звезд. «Мне не нравятся современные селебритиз, ― заявил недавно Манло. ― И как только они могут вызывать восхищение! Они отвратительны. Другое дело женщины, обладающие подлинным чувством стиля ― такие, как актриса Ума Турман или легендарная Одри Хепберн. Я обожаю, когда стильные женщины носят мои туфли».

Стильные женщины? Вряд ли дизайнер имел в виду обожаемую миллионами модниц киногероиню Керри Брэдшоу. Не так давно дизайнер назвал сериал «Секс в большом городе» скучным! И это при том, что его голубые туфельки были чуть ли не главным предметом гардероба Керри. Судя по всему, «шпилька» не осталась незамеченной создателями культового сериала. Во второй части полнометражного «секса», выход которой на экраны состоится в конце мая, героиня Сары Джессики Паркер щеголяет в «лубутенах»! При этом в обычной жизни актриса все так же отдает предпочтение своим любимым «манолос».

Сергей Чайка, фото: Bulls Press, из архива издательства