Отражение в чужих зеркалах. Угис Олте, „На янтарной стороне”
Реально & Невероятно
30 января 2014 г., 11:52

Отражение в чужих зеркалах. Угис Олте, „На янтарной стороне”

Otkrito.lv

В воскресенье, 26 января, в 17.30 на первом канале Латвийского телевидения выйдет в эфир первая серия цикла передач „На янтарной стороне”, которая, как и уже известная зрителям программа „На северной стороне” с ведущими Густавом Терзенсом и Мартой Селецкой, поведет в экспедицию. На этой раз – по ответвлениям древнего Янтарного пути. Накануне выхода в свет нового телевизионного цикла мы встретились с его режиссером Угисом Олте. По его словам, это будет рассказ о контактах и отражение в чужих зеркалах, с тем, чтобы лучше рассмотреть самих себя.

Передача „На янтарной стороне” – часть тематической линии „Янтарная жила” программы „Рига-2014”. Как следует уже из названия, в центре ее внимания – янтарь, медовая драгоценность Балтийского моря. Не только янтарь, но и изобретения, открытия, все уникальное и талантливое, удивившее мир, для чего янтарь является удачным и точным символом. К тому же этот символ обладает основательным историческим и географическим багажом, который на протяжении 12 серий будут исследовать авторы и ведущие передачи.

Передача „На янтарной стороне” стала заявкой на тематическую линию „Янтарная жила” во время открытия программы „Рига-2014” в рыбном павильоне Центрального рынка, где хозяйничали Густав и Марта, а вот снятый Угисом видеоматериал на стене павильона оказался менее замеченным из-за яркого январского солнца. Поэтому прежде всего – небольшое знакомство с рождением янтаря. Авторы материала – Угис Олте, Ласма Лагздиня.

Как и другой снятый „Vides filmu studija” сериал „TE” (о том, как открыть Латвию заново), „На янтарной стороне” – это попытка с новой точки зрения раскрыть нечто вроде бы давно и хорошо известное, рассказать об этом явлении так, чтобы у зрителя не оставалось ощущения „а где-то я уже все это слышал”.

"У людей моего поколения, родившихся и выросших в советское время, в отношении к янтарю полно предрассудков.

Вокруг нас было множество безвкусных изделий. С учетом того, что мировой запас янтаря располагался в основном на территории бывшего СССР, этого добра было достаточно, и из него делали все, что нужно и не нужно, начиная с портретов Ленина. Янтарь по-дурацки крутился у нас перед глазами с детства, на отлакированных коричневых досочках, откуда и возникло представление, что это материал, приличествующий бабушкам. И речь не только о ношении. Этакая локальная, невеликая ценность, годится разве что для бус", - говорит Угис Олте, не скрывая, что именно такой была и его первая реакция на идею передачи: не очень-то хочется, да и непонятно, с чего начать. 

Но ему удалось переключиться  со стереотипных воспоминаний на мысли, которые, возможно, царили в умах людей сотни и тысячи лет назад – о янтаре как материале, наделенном магическими свойствами, солнечном камне, рожденном из живого. Авторы передачи поняли, что сегодняшние представления о янтаре недолговечны, и о них лучше просто забыть.

„Мы начали думать, что это означает: древние римляне получали от нас янтарь, а мы от них что? Ну не ходил никто три тысячи километров до Рима и обратно с кокосовой стружкой за пазухой. Трасса Янтарного пути была коридором культур, в котором они могли начать свое смешение. Благодаря Янтарному пути территория Балтии вообще появилась на картах, это был край света, где, как казалось римлянам, делать нечего. Все это было как форсированный обмен благами, а обмен материальными вещами был в те времена единственной возможностью обменяться и видением мира”.

"Такова и наша установка – мы отправляемся с янтарем в руках, возможно, рассчитывая получить в обмен на него какое-то другое благо, но скорее это причина, чтобы сесть за стол и начать разговор.

Поэтому важно понять, что 12 серий „На янтарной стороне” не будут только рассказом о янтаре. В фокусе внимания передачи – контакты, которые мы установили благодаря янтарю. Как латыш встречает чужеземца, который, скажем, выращивает вместо яблок виноград, как этот чужеземец чувствует свою землю. Рассказ будет о коммуникации, об отражениях в чужих зеркалах".

Сюжет первой передачи открывается „Янтарной сказкой” Иманта Зиедониса и „на последнем гектаре Латвии” – так авторы передачи назвали приграничную с Литвой Ниду. Тамошний пляж – первый пункт, где экспедиция останавливается и начинает исследование.

"Я пытался искать янтарь в Юрмалциемсе и нашел одну малюсенькую крупинку. Тогда я и понял, что поиск янтаря – занятие трудоемкое. Зато в Литве его уже много, а в России, в Калининградской области, янтарь просто высеивают из земли – на глубине 60 м в кубометре голубой глины находится по четыре килограмма янтаря. Это уже целая индустрия, а не попытки разглядеть между камешками сияние единственного кусочка.

В тот момент у меня и сломалось прежнее представление о янтаре, и я понял, что о нем можно рассказать, что это не только бижутерия для старушек.

Янтарь может быть и красив, причем красив необработанным. Более того, каждый кусочек янтаря уникален, у каждого своя история – о муравье, паучке, бабочке, воздушных пузырьках, вкрапленных в янтарь. Все это подтверждает, что у нас нет никакого права относиться к янтарю только как к сырью".

Из Калининграда, где находится 95% янтарных запасов мира, в последующих сериях экспедиция отправится в Польшу, которая исторически является пунктом пересечения межнациональных связей, затем за янтарем в Австрию – самую отдаленную точку, которой достигли римляне. Далее Венгрия, Словения, Италия, которая была в свое время центром мира со всей культурной исторической „тяжестью” и ролью янтаря в ней. С идеей об арабских мореплавателях, которые успешно ходили по Аравийскому морю, были сняты эпизоды передачи в Индии. В этой стране, откуда на территорию Европы попадали, в обмен на янтарь, столь желанные для европейцев пряности и чай, и завершается цикл „На янтарной стороне”.   

„Когда-то, чтобы добраться отсюда до Индии, требовалась, возможно, целая жизнь, теперь это можно сделать, проведя в самолете 14 часов. В наши дни мир познается легко, несколькими ”взмахами кисти„. Об этом в заключительной серии будут говорить и Густав с Мартой на оживленном перекрестке в индийском городе Бангалоре”, - завершает свой рассказ Угис Олте.

На последний, несерьезный вопрос о художественном фильме с янтарем в главной роли он отвечает так: „Мне нравится мысль о том, что живые существа, застрявшие в янтаре, не мертвы. Они находятся в позиции наблюдателя, который не живет и не умирает, но обладает знаниями и опытом протяженностью в миллионы лет”.