фото: LETA
Вместо больницы - кладбище: особенности госбюджета Латвии на 2022 год
В Латвии
29 ноября 2021 г., 11:53

Вместо больницы - кладбище: особенности госбюджета Латвии на 2022 год

Otkrito.lv

"Нужно было сократить дебаты по бюджету до 30 секунд, но разрешить использовать ненормативную лексику, причем на разных языках…" — прокомментировал с грустной иронией известный социолог Айгарс Фрейманис решение большинства Сейма сократить дебаты по бюджетным поправкам до двух минут.

Отметим, что принятый на минувшей неделе бюджет — последний главный финансовый закон, который утверждает 13–й сейм. Бюджет на 2023 год уже будет принимать следующий парламент. Само же обсуждение бюджета в 13–м сейме наглядно продемонстрировало, что нынешний парламент не лучше своих предшественников, пишет портал bb.lv. 13–й сейм унаследовал практически все недуги, которые были присущи прошлым парламентам. И это несмотря на то, что три года назад политики теперешних правящих партий стучали себе в грудь и обещали управлять страной по–другому. В частности, уважать оппозицию, прислушиваясь к ее мнению, не позволять исполнительной власти довлеть над парламентом, детально обсуждать все спорные законопроекты… Практически 99 процентов всех предложений оппозиции отклоняется, причем зачастую без обсуждений. В этом смысле опять-таки показательным было нынешнее обсуждение бюджета.

Депутат от оппозиции Инга Голдберга предложила выделить дополнительные бюджетные средства на срочную закупку медицинского оборудования для Даугавпилсской больницы. В этом оборудовании клиника, находящаяся на переднем рубеже борьбы с Covid-19, действительно остро нуждается.

Правящее большинство данное предложение депутата отвергло, но спустя несколько минут поддержало предложение правящих депутатов о выделении средств на обустройство парковки возле Даугавпилсского кладбища.

"Это символично: если на больницу денег не дают, то остается выделить деньги на кладбище", — заметила И. Голдберга.

13–й сейм, равно как и предыдущие парламенты минимум двух созывов, тоже не увлекался сочинением собственных законопроектов, уповая на Кабинет министров и на Брюссель. Девяносто процентов всех законопроектов поступало в этот сейм именно из Кабинета министров. Максимум, на что хватало депутатов - на подготовку поправок.

В нынешнем сейме опять-таки весьма четко работала машина для голосования. Нет, пару раз эта машина давала сбой, но по "объективной" причине — накануне муниципальных выборов, когда партии пытались показать свою самостоятельность и строптивость. После того как выборы прошли, депутаты от всех правящих партий вернулись в исходное положение и четко штамповали правительственные законопроекты.

Конечно, кто–то может попытаться такую слабость парламента списать на пандемию — мол, в условиях нашествия чумы XXI века решения необходимо принимать быстро, поэтому законодательная инициатива и перешла от сейма к исполнительной власти. Но, честно говоря, этот аргумент выглядит не очень убедительно.

Во–первых, правительство действовало медленно, зачастую непростительно медленно, что в итоге привело к рекордно высокому уровню заболеваемости и смертности от ковида. Во–вторых, если бы Сейм действительно работал качественно и оперативно, то пандемийные решения были бы куда логичнее и эффективнее.

Окончательную оценку 13–му сейму и представленным в нем депутатам даст избиратель — выборы уже в первых числах октября следующего года.