А звезды думают, что все это для них!
Стиль жизни
11 марта 2013 г., 9:33

А звезды думают, что все это для них!

Otkrito.lv

Российские звезды давно ведут отчаянную борьбу против СМИ. И недавно, как показалось многим знаменитостям, правительство в лице правящей партии «Единая Россия» встало на их сторону и теперь готово запретить журналистам печатать об артистах практически любую неугодную им информация. Однако радость звезд может обернуться беззаконием и коррупцией, ведь, прикрываясь знаменитыми именами, российское правительство, судя по всему, хочет запретить любые журналистские расследования.

Звездные войны

За последние года звезды российской сцены развернули настоящую войну против пишущих о них журналистов, буквально десятками подавая иски в суды на провинившиеся издания и телеканалы. Особенными сутягами выглядят Стас Михайлов, Елена Ваенга, Сергей Безруков, Григорий Лепс и Валерий Меладзе.

Так, к примеру, совсем недавно Григорий Лепс (50) просил взыскать с издания «Желтая газета» миллион рублей (около 17,5 тысяч латов) за моральный ущерб, причиненный незаконной публикацией его фотографии. 12 февраля Измайловский суд города Москвы частично удовлетворил иск и обязал издание выплатить певцу компенсацию, правда, в десять раз меньшую той, которую он хотел. Суд поверил доводам ответчика о том, что бюджет газеты просто-напросто не располагает подобной суммой. Чуть ранее Лепс начал еще одну судебную тяжбу — с проектом телеканала НТВ «Ты не поверишь!». Артист потребовал с телевизионщиков 2 миллиона рублей (35 тысяч латов) за нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на охрану изображения. Этот иск сейчас рассматривается одним из московских районных судов.

Бывают в действиях российских звезд и шаги, близкие к абсурду. Так, еще будучи беременной, Елена Ваенга (36) подала в суд сразу на 14 различных газет. Ваенга была возмущена тем фактом, что эти издания без ее разрешения опубликовали материалы о ее беременности, снабдив тексты фотографиями. В частности, холдингу Bauer Media были предъявлены иски на 8 миллионов рублей (140 тысяч латов), а с журнала «Вот это жизнь!» певица хотела получить 6 миллионов рублей (105 тысяч латов).

Проще других поступает Стас Михайлов (43). Каждую неделю его помощники покупают свежую прессу и перелистывают ее, чтобы проверить — не напечатано ли где несогласованных с певцом фото. Если они находят такое — это означает, что у издания будут проблемы. Недавно от певца досталось создателям фильма «Дублер», в котором один из образов, воплощенных Александром Реввой, носит имя Михаила Стасова и явно списан с популярного певца. Собирательный комический образ представителя российской поп-сцены, по словам адвокатов певца, наносит Михайлову моральный вред, к тому же создается угроза его репутации, что может повлечь ущерб и помешать его имущественным интересам. Певец планирует отсудить у киношников 20 миллионов рублей (350 тысяч латов).

Звезды просто пешки в большой игре?

Неудивительно, что, когда начался разговор о принятии новых драконовских для СМИ поправок гражданского кодекса Российской Федерации, которые будут оберегать частную жизнь людей, звезды с воодушевлением восприняли эту новость. Поправки еще не приняты, но обрадованные артисты с большим рвением ратуют за них. Ведь Госдума хочет принять такие законы, согласно которым можно будет требовать повсеместного удаления и опровержения не только порочащей человека информации и любых неверных сведений, но даже достоверной информации о личной жизни, если она получена без согласия гражданина на ее использование.

Правящая партия «Единая Россия» с большим удовольствием использует «обиженных» звезд, чтобы пролоббировать новый закон. Но некоторым вдумчивым журналистам кажется, что в Госдуме звезд просто используют и на самом деле идет куда более серьезна игра. Что, прикрываясь именами знаменитостей, которые в данной истории всего лишь пешки, депутаты хотят завуалированно принять запрет на любые антикоррупционные расследования.

Клоунада от Лепса и Михайлова

Недавно проведенная в российской Госдуме дискуссия на тему новых скандальных законов служит отличным показательным примером. Кроме политиков, экспертов и представителей СМИ на встречу зачем-то пригласили Стаса Михайлова, Григория Лепса и Валерия Меладзе, и вместо обсуждения свободы слова и действительно важных журналистских расследований, действие превратилось в настоящую клоунаду от представителей шоу-бизнеса. Певцы, перебивая друг друга, стали рассказывать о страданиях, которые они претерпели от журналистов, и не давали высказаться другим участникам дискуссии. Для начала Лепс заявил — он поломает «писакам» колени палкой за то, что они вторгаются в личную жизнь звезд и распространяют недостоверную информацию. Также он отметил, что его коллеги готовы «нанять частных детективов, и все скелеты в шкафах журналистов будут найдены».

«Смотрю — вроде милые вы люди, чем же мы вам так не угодили? На основании чего вы заходите в мою жизнь?» — продолжил начатое Лепсом Стас Михайлов, обращаясь к парламентским журналистам, которые явно не пишут о таких персонажах, как он. Из долгого монолога Михайлова о слезах матери, которая расстраивается, читая про сына всякое в желтой прессе, о травле и цинизме следовало — беззаконию пора положить предел. Певец особенно настаивал, чтобы никто не смел использовать его изображение без его согласия. Лепс же свой микрофон не отключал ни на секунду, время от времени вставляя тирады: «Я человек импульсивный, кого-нибудь поломаю, меня в тюрьму посадят, и пусть, отсижу!.. Приходит какая-то тварь ко мне домой, я его достану по-любому! Мы начинаем с вами борьбу! Вот не выдержит моя душенька, я их всех скоро успокою, уродов!». «Уроды», если кто не понял, — это журналисты.

Потом слово взял депутат Госдумы и представитель «Единой России» Иосиф Кобзон, который также обратился только к журналистам: «Посмотрите, вот сидят перед вами семейные люди, многодетные! Да, может, дети от разных жен, но не ваше это дело!». «Собачье!» — уточнил Лепс. Валерий Меладзе в свою очередь сказал, что выиграл за два года 60 исков, и потребовал, чтобы у судей отбирали право определять размер выплат в связи с нанесением морального ущерба. «Да, штрафы для них заплатить — что нам с вами пописать!» — опять включился Лепс. Впрочем, обычно компенсация морального вреда за оскорбление в России действительно относительно невелика и варьируется от 30 тысяч рублей (500 латов) до 100 тысяч (1700 латов).

Представители СМИ пытались объяснить звездам, что этот закон может поставить крест на антикоррупционных расследованиях и такому способу получения информации, как инсайд, но особого внимания их словам никто даже и не пытался уделить. Рабочая группа из представителей СМИ также хотела предложить компромиссный вариант — прописать, что без согласия гражданина запрещаются сбор и хранение информации о его частной жизни, за исключением случаев, когда дело касается государственных и общественных интересов, а также если гражданин по своей воле раскрыл такие данные. Но самозабвенное выступление артистов поставило и на этом крест. Так что, если чиновники действительно хотели заткнуть рты людям со здравым смыслом посредством самовлюбленных звезд, это им мастерски удалось.

Коррупция будет процветать?

Как может помешать новый закон, столь милый российским звездам, свободе слова и борьбе с коррупцией? К примеру, прими депутаты этот закон раньше, им мог бы воспользоваться вице-спикер российской Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк. В конце декабря прошлого года член Координационного совета оппозиции Алексей Навальный в своем блоге рассказал о дочерях Железняка, чье обучение за границей, как подсчитал основатель проекта «Роспил», должно было обойтись депутату в сотни тысяч. Но такими средствами чиновник как бы попросту не мог располагать.

Тогда из-за громкого резонанса вице-спикер все же признал факт обучения детей за рубежом и пообещал, что его дочери обязательно вернутся на родину, как только выпустятся из элитных учебных заведений Швейцарии и Великобритании. История наделала много шуму, и репутации политика был нанесен серьезный урон. А новые законы позволили бы Железняку и его дочерям обратиться в суд, чтобы запретить любое упоминание об учебе за границей. Все тот же Навальный много пишет и о дорогой недвижимости чиновников на Западе. Так, буквально несколько недель назад он объявил о находке собственности во Флориде у депутата-единоросса Владимира Пехтина. Но скоро, судя по всему, такой роскоши, как публикация подобной информации, Навальный уже не сможет себе позволить.

О коррупции в России не говорит только ленивый. Если раньше с этим в России хоть как-то могли бороться, то, похоже, сейчас с помощью российских звезд политикам удастся протащить закон, который практически полностью обезопасит чиновников от любых журналистских расследований.

Сергей Бремер фото: из архива издательства, Эдуард Паничев, AFP/LETA