Наследницы-скромницы
Владимир Потанин не сразу смирился с увлечением дочери, однако поддерживать ее не переставал
Российские звезды
16 ноября 2015 г., 8:04

Наследницы-скромницы

Otkrito.lv

Большинство людей уже привыкли к тому, что наследницы известных фамилий тоже стремятся быть всегда на виду — они имеют тысячи подписчиков в соцсетях, выставляют свою роскошую жизнь напоказ, подаются в певицы, актрисы или модели. Однако есть и другие — те, кто предпочитает жить скромной жизнью и идти своим путем.

Дочь Потанина организовала Олимпиаду в Сочи

Одной из таких является Анастасия Потанина — 31-летняя дочь владельца и президента управляющей компании «Интеррос» Владимира Потанина (54), который в 2015 году с состоянием в 15,4 миллиардов долларов занял первое место среди самых богатых бизнесменов России. Анастасия даже не пыталась заявить о себе в качестве it-girl или светской львицы — она с юношества посвящала себя другими делам. Например, золотую медаль на первом в истории чемпионате мира среди женщин по аквабайку в Москве выиграла именно она. Еще в начале 2000-х многие знали Потанину не только как дочь известного человека, но и как трехкратную чемпионку мира и многократную чемпионку России. «Аквабайк был для меня поначалу не спортом, а еще одной развлекаловкой, игрой на воде, — рассказывала спортсменка. — Так, каталась вдоль пляжа с друзьями в свое удовольствие. В Антибе познакомилась с Андре и Риком Роем, двукратным чемпионом мира. В аквабайке есть хорошая традиция: после официальных соревнований обязательно устраивается грандиозное шоу. Как-то Рику понадобился партнер-статист для его мини-спектакля, и он взял меня. Выступили. Но я еще не думала, что этот вид спорта станет по-настоящему моим, одним-единственным. А потом вдруг поймала такой драйв! И все — погибла. Хотя папа был очень недоволен…»

Журналисты часто задавали Анастасии, которая к тому же была студенткой МГИМО, наводящие вопросы. Мол, зачем ей это надо, ведь она обладает такими прекрасными родственными связями, что о будущем можно не беспокоиться. «А вы знаете, какая карьера меня ждет? — задавала ответный вопрос Анастасия. — Наверное, это просто тяга к самореализации. В аквабайке никого не интересует, кто я и из какой семьи. Все знают про моего папу, но и только. Если кто-то общается со мной, то исключительно ради меня самой, а не моих связей. А в обычной жизни, стоит только произнести фамилию «Потанина» — начинаются кивки и усмешки: мол, дочь того! Я стараюсь не прислушиваться к шепоткам за спиной. Говорят, и пусть...»

Из спорта Анастасия ушла несколько лет назад — аквабайк стал мешать учебе. «Все-таки я уже на четвертом курсе МГИМО. Отделение у меня не самое простое — «Финансы и кредит», — говорила Потанина. — А теперь еще и три раза в неделю тренировки, часа по два, по три. Зимой вообще каждый день: пара часов в тренажерном зале, столько же в бассейне. Прыжки надо доводить до ума на открытой воде. Для этого приходится улетать на юг, на Средиземноморье или даже в Америку Понятно, что в основе моих достижений — папины средства. Но это пока, только пока».

Когда спорт все-таки остался в прошлом, Анастасия отправилась работать в заявочный комитет Сочи-2014. Когда Сочи выиграл Олимпиаду, она перекочевала в компанию «Роза-хутор» (структура «Интерроса»), где занимала должность менеджера. «Когда достроим горнолыжные трассы, подъемники, Олимпийскую деревню, буду отвечать за проведение всех мероприятий, спортивных, такие как кубки мира, и неспортивных, которые проводятся, например, в рамках экономических форумов», — строила планы экс-спортменка. С делегацией от «Интерроса» Анастасия также ездила в Ванкувер — знакомилась с опытом зимней Олимпиады, которая в Канаде была проведена в 2010 году. «Поскольку я буду заниматься организацией соревнований, мне важно увидеть, как взаимодействуют оргкомитет и олимпийские федерации, поддерживать с ними контакт, учиться. И постараться сделать все, что я могу на своем месте, чтобы наша Сочинская Олимпиада стала самой лучшей».

Кстати, 2010 год также отличился громким заявлением Владимира Потанина — миллиардер сказал, что не собирается оставлять своим детям наследства — мол, его капитал должен работать на благо общества и продолжать служить достижению общественно важных целей. «Мои дети выросли. Их отец миллиардер и знаменитость. Они, во-первых, находятся в моей тени, во-вторых, какая у них мотивация, чтобы добиваться чего-то в жизни? Я собираюсь последовать примеру Гейтса и Баффетта». Для Анастасии, как и для остальных детей Потанина (сыновей Ивана и Василия), его решение не было сюрпризом — они давно знали, что папа хочет отдать деньги на благотворительность. Более того, он даже советовался со своими отпрысками перед тем, как принять такое серьезное решение. «Я лично его поддерживаю — и в этом, и в других начинаниях. Папа так меня воспитал, что я сама хотела чего-то добиться, себе и другим доказать, что я тоже многое могу, чтобы меня воспринимали не просто как дочку олигарха, — рассуждала дочь. — Я занималась спортом много лет. Он мой папа, но я отношусь к нему именно как к папе, а не как к владельцу больших активов. Он ведь много занимался благотворительностью, и я ему помогала. И когда стипендии платил лучшим студентам, я сама выезжала, принимала участие в проекте. Отец считает, что общество, которое позволило ему многого добиться, вправе рассчитывать на отдачу. И он помогает, возвращает людям деньги посредством благотворительности, поддерживает то, что считает фундаментальным — образование, культуру. Я всегда знала, что для него это очень важно».

Внучка Михалкова не знает, на что живет

23-летняя Александра Михалкова — старшая дочь ресторатора Степана Михалкова и манекенщицы Аллы Сиваковой, а также внучка режиссера, сценариста и продюсера Никиты Михалкова (70). Несмотря на то, что девушка носит такую знаменитую фамилию, за ее счет она не выезжает. Александра с детства много времени уделяет учебе — уже в 15 лет она экстерном закончила школу и поступила на исторический факультет МГУ. Какое-то время наследница вынашивала планы уехать учиться на иллюстратора в Лондон и даже поступила в один из престижных тамошних колледжей, но в последний момент приняла мудрое решение сэкономить семейные деньги: стоимость обучения показалась ей слишком высокой.

В 2011 году Михалкова стала дебютнаткой ежегодного бала Tatler, однако в мире гламура не задержалась — даже на свое 20-летие девушка не стала закатывать пир на весь мир — ограничилась дружескими посиделками в папином ресторане «Vаниль». Было время, когда Александра много время уделяла волонтерской работе — например, в 16 лет она ездила волонтером от Bosco на Олимпиаду в Пекин, а в 2012 году была на Олимпиаде в Лондоне тоже в качестве волонтера. Какое-то время ищущая себя Михалкова работала beauty-редактором на одном из модных онлайн-ресурсов, но потом желание стать иллюстратором в конце концов пересилило... Но воплотить мечты в жизнь оказалась не так легко. Александра до сих пор пытается пробиться и занять свое место под солнцем. Живет она достаточно скромно — с начала лета снимает квартиру вместе с подругой журналистом Анной Вельмакиной. «Сопоставив наш бюджет с рынком недвижимости, мы пришли в такое отчаяние, что моя бабушка — Анастасия Александровна Вертинская — предложила временно поселить нас в пустующую квартиру своих родителей. Там не было газа, а из мебели только антиквариат, на который даже дышать боязно; бабушка была уверена, что дольше пары недель мы не протянем. Но, к ее ужасу, мы все еще здесь живем». Подруга позиционирует Александру как художника, но сама она таким громким словом себя не называет — говорит, мол, тихонечко работает на фрилансе в студиях графического дизайна, время от времени иллюстрируя статьи и книги. «На что мы живем — загадка», — приходит к выводу девушка. Кстати, это может показаться странным, но подруги почти не ссорятся и живут в лучших традициях хиппи: общая косметика, общая одежда — общее все. «Стена недопонимания вырастает между нами, только когда дело доходит до музыкальных пристрастий: если Аня на меня злится, ставит Михаила Круга вместо будильника. И подпевает. Громко», — не без юмора говорит Михалкова.

Дочь Новикова занимается оздоровлением России

24-летняя Александра Новикова — дочь известного ресторатора, бизнесмена и телеведущего Аркадия Новикова (53), который по всей России открыл более 50 ресторанов. Александра окончила Московскую экономическую школу еще в 15 лет, после чего отправилась покорять лондонский Bradfield College. Она надеялась, что попадет в сказку, но реальность оказалась суровой... Именно это и привело Александу «в чувство» — она напрочь растеряла все понты и перестала входить в круг золотой молодежи. «Вместо живописного домика, который я рисовала в воображении, — маленькая каморка, которую я делила с еще одной девочкой (нам выделили по крохотной кроватке и шкафчику c зеркальцем, в котором еле помещалось лицо), — вспоминает английскую реальность Новикова. — И только я принялась разбирать чемодан, в эту комнатушку ввалились пять бойких англичанок, принявшихся терзать мои вещи: «Да это же Juicy Couture!», «Она богатая!», «Сколько это стоит?», «I'm so jealous!» Содержимое моего багажа и я сама их явно забавляли. «Слава богу, я не привезла свою Габбану!» — с облегчением выдохнула я. Но в голове уже возникло страшное подозрение: нечего и мечтать о том, что эти девочки станут мне подругами. Увы, все опасения оказались не напрасны: я ощущала себя среди них, как обезьянка в цирке — богатая русская девочка, на которую поглядывают с плохо скрываемым изумлением. Плюс — я не понимала шутки одноклассников, а порой — вообще не понимала, что они говорят».

Новикова всеми силами пыталась стать такой, как все, но даже спустя год была все той же «русской обезьянкой», только теперь еще поникшней и грустной. Каждый вечер она плакала и ругалась с родителями: возвращаться домой школьница отказывалась, не желая сдаваться. «Минул еще год: у меня появились две подруги и напрочь улетучились понты. У меня все еще сомнительная репутация в школе и я настолько боюсь еще больше ей навредить, что уже не могу связать и двух слов — ни на русском, ни на английском. «Добила» меня одна из подруг, без обиняков и в красках расписавшая, как меня недолюбливают в классе. «Пора что-то менять!» — сказала я себе. И начала с того, что вернула себе свое имя — вместо английского Алекс на русское Саша. Я буквально заставляла себя больше улыбаться и общаться — краснела, стесняясь своего акцента, спотыкалась о правила грамматики, исправлялась... И ведь сработало: меня наконец приняли в компанию. Следующие два года стали самыми счастливыми, яркими и веселыми в моей жизни. Я с радостью входила утром в класс, с удовольствием делала уроки и участвовала в тематических вечеринках в школьном баре. Эти простые радости определенно стоили мучений первых лет. И ни об одной пролитой слезе я не жалею. Контраст между МЭШ и Bradfield College колоссален. Почему в московской школе все были злые и серые, я даже для себя объяснить не могу. Наверное, в некоторых случаях богатство все-таки портит людей/детей, и не сорвись я тогда в Лондон — вырос бы из меня Тимати в юбке».

После окончания учебы Новикова отправилась изучать пиар в London College of Fashion, а потом переключилась на искусство — но уже в Нью-Йорке, где прожила интереснейший год. Именно в этом городе дочь Новикова нашла свое признание, которому отдает все свои силы и по сей день. В Большом Яблоке она увлеклась веганством и, вернувшись в Москву, превратила свое увлечение в целый проект под названием How to Green, с помощью которого хочет втянуть людей в зеленый образ жизни, улучшив таким образом здоровье общеста и нашу планету. «Изначально я хотела открыть кафе, но все-таки решила начать с блога. Во-первых, это достоверный способ понять, будет ли идея здорового питания интересна в России или нет. Потом, в отличие от ресторана, это не требует больших вложений. За три месяца существования блога я получила много позитивных откликов, и сейчас он плавно превращается в полноценный интернет-ресурс о здоровом образе жизни», — поделилась радостью Александра. Ее сайт по-прежнему совершенствуется: там появляются заметки о том, как правильно составить идеальный салат, как с помощью цвета повлиять на чувство голода, как правильно ухаживать за кожей, какие семена стоит добавить в рацион, чем заменить соль и сахар и о многом другом. Новикова также делится полезными рецептами, вдохновляющими фразами, любопытными фактами и фотографиями. Ее страничку в Instagram читает почти 40 000 человек. Совсем недавно в ресторанах сети Novikov Group появились завтраки по ее рецептам, а теперь вдохновленная Александра и вовсе развивает готовую систему питания.

Дочь Кончаловского разозлила Милонова

21-летняя Елена Кончаловская — это еще одна представительница известной фамилии, которая далека от мира гламура и тусовок. Дочь режиссера и сценариста Андрея Кончаловского (78) от четвертого брака с Ириной Мартыновой — выпускница театроведческого факультета ГИТИСа. Кстати, в это учебное заведение Кончаловская попала случайно — она думала поступать на литературный факультет, но на тот момент не совсем понимала, чему именно хочет учиться. Знала одно — надо заниматься искусством. «Тогда папа предложил мне поговорить с замечательным Алексеем Бартошевичем, чтобы тот немного меня сориентировал. Алексей Вадимович сказал мне: «Приходи к нам, у нас хорошо». Ну, я пришла и сразу влюбилась в атмосферу, в здание, в педагогов, и решила, что поступать буду только сюда. Меня всегда воспитывали в искусстве, но я всегда больше склонялась к литературе, чем к тому же театру или кино, несмотря на то, что часть детства я провела за театральными кулисами и на съемочных площадках. Литература проще для восприятия, и в ней легче найти то, что нравится, по крайней мере, мне всегда так казалось, а театр, он сложнее, он говорит сразу на нескольких языках, поэтому, чтобы его полюбить, к этому нужно прийти».

Несмотря на то, что Елене всего 21 год, она уже многому научилась — например, стажировалась в бутике Herve Leger, стала сооснователем издательства Bad Pepper, а также вместе с другом, фотографом Алексеем Киселевым, взялась за производство креативных роликов. Клип на песню «Сестры» популярной среди прогрессивной молодежи группы «Самое большое простое число» — продюсерский дебют Кончаловской. Музыкальное видео, в котором были использованы кадры с лесбийскими сценами, вызвал большой резонанс в Сети. В то время общество активно обсуждало легализацию гей-браков в США, поэтому провокационный ролик не мог остаться незамеченным. Депутат питерского Законодательного собрания Виталий Милонов и вовсе усмотрел в ролике прямое правонарушение. Дело в том, что в России с 30 июня 2013 года запрещена гей-пропаганда среди детей, и борца за нравственность возмутил тот факт, что клип был выложен во всех соцсетях и доступен для просмотра лицам любого возраста. «Я очень уважаю творчество Кончаловского — в нем нет пошлости, нет провокации. Мне очень стыдно, что дочь такого человека занимается подобными вещами. У таких видео должно быть четкое возрастное ограничение — 18+, которое соблюдается администрацией всех американских соцсетей, но игнорируется их российскими филиалами. С другой стороны — налицо отвратительная работа Роскомнадзора, который должен следить за такими вещами. Если бы меня поставили руководить этой структурой — я бы за полгода навел порядок в Интернете, очистив его от гей-пропаганды, наркотиков и порно!» — заявил Виталий. Позднее скандал, как это обычно и бывает, замялся, и больше подобных роликов Елена не выпускала.

О том, что делать дальше, Кончаловская пока не решила. Вопрос о будущем стоит для нее ребром и острее всего. «Я люблю театр, но вряд ли я буду заниматься театром по своей профессии. Я всю жизнь думала, что я буду писать. Надеюсь, что я все-таки что-нибудь напишу, но вряд ли это то, чем я буду заниматься. Меня тянет и в кино, и в литературу, и в фотографию, а что конкретно — я не знаю». Как бы там ни было, мечтает Елена о самых банальных, но таких важных вещах — жить у моря в красивом доме и чтобы работа была любимой.

Елена уверена, что ее известная фамилия никак не скажется на дальнейшей жизни, ведь до сих пор она не страдала от нее и не была заложником определенных стереотипов. «На самом деле, большинство моих друзей раньше очень долго не знали о моей фамилии, потому что это никого не волновало. Когда они узнали, это тоже никого не волновало. Я училась во французской школе, и там никому до этого не было дела. Поэтому я выросла с чувством, что я абсолютно такая же, как и остальные дети вокруг меня. И то, что мой папа режиссер, значит только то, что мой папа режиссер, и ко мне это никакого отношения не имеет. А последние несколько лет, когда это уже пошло в медиа, то я не знаю, насколько люди относятся ко мне предвзято, когда со мной знакомятся. Я у них не спрашивала, и сказать об этом ничего не могу. Ощущаю ли я на себе какое-то лицемерие и лесть или, наоборот, ненависть? Этого я тоже сказать не могу, потому что я этого не знаю. Все мои близкие друзья знают меня давно, и это не имеет никакого отношения к статусам, фамилиям и прочему».

Любовь Новоселова Фото: Instagram, Vida Press