фото: Sputnik
«Пусть говорят»: такую работу выдержит не каждый!
Многие считают, что Андрей Малахов является главным создателем материала для ток-шоу, но на самом деле это не так — самую трудную и нервную работу за него делают редакторы
Российские звезды
13 июля 2017 г., 19:57

«Пусть говорят»: такую работу выдержит не каждый!

Любовь Новоселова

Передача Андрея Малахова «Пусть говорят», которая существует уже 16 лет, до сих пор остается одной из самых рейтинговых на российском телевидении. Но что происходит за кулисами, какими методами уговаривают героев принять участие в ток-шоу и какой ценой редакторы готовят материал для зрителей?!

Не пожелаешь и врагу

Зритель, который смотрит «Пусть говорят», может подумать, что Андрей Малахов (45) — главный и чуть ли не единственный человек, который работает над созданием той или иной истории. На самом деле всю самую сложную и нервную работу проделывают редакторы, которым приходится быть в деле чуть ли не круглосуточно. Немногие выдерживают постоянное напряжение, поэтому быстро уходят с должности, но и есть и те, кто проработал на Малахова несколько лет. Уйдя в свободное плавание, некоторые бывшие работники «Пусть говорят» рассказывают всю подноготную, после чего становится понятно — работать в такой передаче не пожелаешь и врагу.

фото: соцсети
За кадром остается много деталей — надпись на экране, которая призывает к тишине в студии...

Однажды о своем опыте работы в качестве шеф-редактора ток-шоу Малахова рассказала Светлана Анохина. Она занималась «добычей» главных героев выпусков, и давалось ей это непросто. Чтобы уговорить того или иного человека сняться в программе, ей приходилось вставать на его место, понимать и оправдывать лично для себя, даже если он тысячу раз неправ. «Помню, была у нас история — мужчина из-за ревности жену спиртом облил и поджег. Она-то его потом простила, но вся спина обгорела — пластика нужна. Я его нашла еле-еле — какой-то обходчик путей, где-то за семь верст на дрезине… Очень долго уговаривала. Согласился, но только в приклеенных бороде и усах. А в процессе общения со мной проникся моим отношением к произошедшему, понял, что кто-то способен его понять, и в результате уже перед съемками сам отказался от маскировки: «Что я, действительно, как идиот буду выглядеть!» — вспоминает женщина. 

Нужно рисковать жизнью

Порой поиск гостей доходит до шокирующих моментов — редакторы рискуют своей жизнью! У Светланы есть несколько историй, от которых в жилах стынет кровь. «Как-то искала маму одной из героинь, нашла ее младшего сына. Он меня в квартиру впустил, дверь захлопнул и убежал. А там собака — огромный волкодав — прыгнула мне на грудь и на пол повалила. Я думала, — съест, боялась звук издать. Так и лежала, пока мама в прихожую не вышла и не спасла меня», — поделилась Анохина.

фото: соцсети
...или сумки, спрятанные за белые диваны

А еще в ее жизни был случай, когда она приехала в глухую деревню, где отец отрубил голову сыну, изнасиловавшему сестру. Когда Светлана зашла в их дом, то обомлела: дрова у стены, столы рубленые, чугунки. В тот момент она увидела только женщин — жену мужчины и дочь — ту самую изнасилованную сестру. «Где хозяин?» — спрашиваю. «На двор пошел — говорят. — А ты, милая, иди к нам, схоронимся пока», — цитирует женщин редактор. — Завели меня за занавесочку — на «женскую половину». Там все беленькое, тряпочками да скатерками прикрыто. Сидим, ждем. И тут дверь скрипнула, шаги тяжелые… Они меня раз — и из-за занавески выпихнули: «иди, знакомься», а сами прячутся. Я смотрю, — посреди избы персонаж из «Калины красной» Шукшина — сатиновые трусы, белая майка-алкашка и кирзовые сапоги. Взял он кочергу и на меня пошел. Я к печке прижалась и давай что-то лепетать. Жить захочешь — слова найдешь. Он послушал-послушал и табуретку предложил. А к концу разговора в Москву засобирался. Да только нельзя ему было — подписка о невыезде, расследование же шло — так он сам на камеру отснялся, а в Москву баб своих отправил. И вот две эти несчастные женщины впервые в жизни со мной из своего села выехали. Впервые город увидели, высотные дома, поезд…»

«Героев приходилось караулить!»

Случается, что главные герои не знают всей истории, о которой будут рассказывать в эфире, или не знают правды, которая касается и их самих. Несмотря на то, что редакторы обычно в курсе всех событий, они не имеют права ничего им рассказывать, ведь это повредит передаче. Светлана до сих пор помнит один случай: молодого узбека — интеллигентного мальчика, который пошел на все ради любви…

фото: скриншот Первого канала
Одной из последних скандальных тем, когда в студию были приглашены обе стороны, стали разборки Алексея Панина и его бывшей жены Юлии Юдинцевой — родители снова воюют за дочь Анну

«История: в юности влюбился в девушку, но он был беден и родители были против этой свадьбы и даже против того, чтобы они встречались. Так он приехал в Москву, устроился на работу, скопил денег и обратился к нам, чтобы мы выступили его сватами, поручителями. Мы поехали, договорились с местным муллой, нашли девушку, а она уже к свадьбе с другим готовится и говорит на камеру: «Оставь меня в покое. Никакой любви не было. Ты сам все придумал». И вот день съемок. Приходит этот мальчик в костюме, руки дрожат, готовился, специально что-то из Шекспира на английском выучил, верит, что нашим сюрпризом будет его любимая на передаче… А я-то все заранее знаю, но сказать ему не могу. Потом наблюдала, как он беззвучно рыдал, прослушивая ее видеописьмо. Весь зал рыдал, а он своего Шекспира читал. Но разве мое предупреждение перед передачей что-то изменило бы? Он и после всего этого заявил, что по-прежнему любит, ничему не верит и считает, что ее просто заставили».

фото: скриншот Первого канала
Многие помнят Малахова таким! С 2001 по 2004 год «Пусть говорят» было «Большой стиркой»

Анохина ушла из программы, потому что очень устала, ведь график там был сумасшедший — с 10 утра до самой ночи или вообще с ночевкой, а выходных как таковых не существовало — все время нужно было «висеть» на телефон. К тому же женщине было морально тяжело постоянно пропускать через себя все истории, уговаривать, держать в голове все ниточки уговоров.

«Потому что только успокоился, как к герою пришла какая-нибудь соседка и заявила: «На кой ты туда прешься?» И вот уже согласившийся было гость с билетами на руках передумывает. И нужно опять уговаривать, а потом постоянно звонить — как сел в поезд, как едет… Ведь в любой момент он может потеряться, отстать, испугаться. Бывали моменты, когда героев приходилось караулить! — восклицала Светлана. — Мне тогда даже в отпуске постоянно снилось, что кто-то сбежал, кто-то от поезда отстал, кого-то встретить забыли… Так что я очень благодарна «Пусть говорят» за великолепную школу профессионализма, но в моей жизни этот этап уже пройденный».

Только беспринципные люди

Евгения, исполнительный продюсер документальных телепроектов в компании, которая снимает фильмы по заказу крупных каналов, еще недавно работала в студии, расположенной дверь в дверь с редакцией программы «Пусть говорят». За это время женщина поняла, что там могут работать только беспринципные люди, потому что они постоянно врут. «Самое трудное для них — уговорить вторую сторону, — рассказывает Евгения. — Допустим, в программу обратилась женщина, у которой пятеро детей, а муж от нее ушел и не платит алименты. Она-то придет в студию с радостью. А как этого мужика уговорить?! В каждом редакторе живет страх, что он облажается. Без второй стороны программа не состоится. Фирменное малаховское «а сейчас в этой студии появится…» — это основа драматургии. Иначе смотреть ток-шоу не будут. И если один и тот же редактор провалил три программы, ему придется уйти. Его даже увольнять не будут — сам уйдет. Его будут избегать, он почувствует, что стал лишним».

Евгения уверяет — чтобы достать нужный телефон, редакторы прикинутся кем угодно. Мол, она сама видела, как работник «Пусть говорят» говорил кому-то, что он из «Жди меня», ведь этой передаче верят. «А не раз бывало, что люди ехали в Москву, полагая, что примут участие не в скандальном ток-шоу, а в другой программе. Приехав в «Останкино», они уже никуда не денутся. Они даже уйти не могут самостоятельно, нужен сопровождающий. Немного психологической обработки — и человек идет под камеры, даже если совсем не хочет этого. Редакторы знают про своего героя все — они же делают предынтервью, которое ляжет в основу сценария. Потом этот сценарий озвучивает ведущий — выглядит это так, как будто это он о человеке все-все узнал. Люди в провинции доверчивые. Ты им говоришь: «Мы вам поможем! Позовем в студию депутатов…» А по факту все не так», — говорит женщина. Евгения называет работу в «Пусть говорят» волчьей — там, мол, выживает человек только с моментальной реакцией и бульдожьей хваткой.

«Например, приезжают они домой к герою, а там уже конкуренты из другого ток-шоу. И тут самое важное — усадить человека к себе в машину. Его буквально тянут в разные стороны. Кто усадил — тот и победил».

Часто зрители сомневаются в реальности персонажей, приехавших на передачу. Однако знающие люди говорят, что подставных в шоу нет. «Пусть говорят» базируется на реальных людях и событиях. Но вот самих героев иногда обманывают. Например, были случаи, когда редакторы знали, что у человека есть реальная проблема, с которой он хочет прийти на «серьезное» ТВ, но опасались, что участвовать в скандальном шоу он побоится. Тогда его просто приглашали на Первый канал. А о том, что это «Пусть говорят», сообщали непосредственно перед съемками, когда человек приехал и обратного пути нет.

Зрительный обман

Не секрет, что массовке — людям, которые сидят в зале, платят. Говорят, немного — в районе 100 рублей (полтора евро), однако попасть туда может каждый (кроме пьяных и больных). Чаще всего на «работу» (а обычно снимают сразу 3-4 выпуска) отправляются женщины преклонного возраста, и большая часть из них — завсегдатаи передачи. Ходят слухи, что таким платят больше — 500 рублей (около семи евро), и сидят они близко — прямо за экспертами. За ними присаживаются редакторы, которые тихонечко подсказывают, что и когда выкрикивать. Делают они это так правдоподобно, что зритель и впрямь считает, что там все вечно орут и ругаются, но на самом деле так сделано специально. «Тот зрительный обман, когда кажется, что весь зал заходится в негодовании или восторге по тому или иному вопросу, записывается уже по окончании передачи. «Аплодисменты!» — командует опустевшей от героев студии режиссер. И зрители что есть сил улыбаются и хлопают в ладоши. «Легкий шум», — меняет задание голос свыше. Новичок не сразу разгадает странную просьбу — оказалось, надо было переглядываться и говорить ни о чем. Около минуты все смотрели друг на друга пустыми глазами и шевелили губами, издавая непонятные звуки. Ощущение жуткое, будто вдруг очутился в сумасшедшем доме», — рассказывал один из журналистов, побывавших на съемке.

фото: скриншот Первого канала
Говорят, ближе всего к залу сидят «надрессированные» женщины, которые знают, что и когда им нужно говорить

Конечно же, платят не только массовке, но и самим героям, поэтому вполне возможно, что кто-то идет на шоу не только для того, чтобы донести свою историю, но и подзаработать. Говорят, простому человеку, неизвестному широкой публике, платят около 200 евро (это помимо оплаченного проезда и проживания), но могут заплатить и под 800 евро, если этот герой особо ценен, а его история должна стать сенсацией. Но есть и особо «дорогие» гости — например, актриса Линдси Лохан, Никита Джигура и его жена Марина Анисина, по слухам, получили по 9000 евро. Семье Дианы Шурыгиной, которой были посвящены целых пять выпусков «Пусть говорят», заплатили не так уж и много — около 3000 евро.

Малахов: «Чтобы этой бабы больше здесь не было»

Есть и другие случаи. Например, пару лет назад актриса Наталья Колдашева рассказывала, что в свое время на «Пусть говорят» за 300 рублей (4,5 евро) сидела в зрительном зале — народ обсуждал Мурата Насырова, который выбросился из окна. Правда, тогда Малахову не понравилось поведение актрисы… «По просьбе редакторов согласилась с первого ряда выкрикивать реплики, поворачивая беседу в нужное русло (за это доплачивали еще до пяти сотен целковых). Но я решила выделиться и стала высказывать не то, чему научили, а просто — как думаю. Андрею Малахову, как мне потом передали, это очень не понравилось. И он велел, «чтобы этой бабы больше здесь не было». Я-то всего-навсего сказала, что у меня тоже жизнь нелегкая, но это не значит, что надо с балкона прыгать».

фото: соцсети
Наталья Колдашева побывала на многих передачах, где играла разных персонажей — на «Пусть говорят» актрисе тоже досталась роль, которую она провалила, и за это Малахов ее выгнал

То, что порой редакторы и ведущий ведут себя не совсем корректно ради того, чтобы заполучить того или иного человека в свои «сети», доказывают и некоторые звезды шоу-бизнеса. Например, месяц назад 30-летняя актриса Настасья Самбурская в своем микроблоге поделилась скриншотом небольшой переписки ее администратора с редактором «Пусть говорят» Натальей. Когда женщине ответили, что Настасьи не будет на передаче, она задала два коротких вопроса: «А че так? Ссыт?».

фото: Instagram
...в соцсетях актриса поделилась «милой» перепиской с некой Натальей

Самбурская, которая славится своим пылким нравом и прямолинейностью, не стала молчать и высказала все, что думает об этом ток-шоу и его работниках. «Ссу ли я принимать участие в таком говне? Да я на вас ссать хотела, вы подонки, питающиеся горем и личной жизнью, которая, на мой взгляд, неприкосновенна, если сам человек только не хочет о ней поведать во всеуслышание! Оставьте в покое моих подруг и родственников! Что вам от меня надо? Вам мало сюжетов про извергов, издевающихся над людьми, и прочих куриц, которым есть чем похвастаться? Зачем вам моя жизнь? Уроды! Я работаю и никого не трогаю, не насилую котят и не устраиваю пьяных дебошей, а хамлю лишь тем, кто ведет себя не самым достойным образом со мной! Сейчас они обзванивают моих друзей и говорят, что я там буду, вводя их в заблуждение! Ребята, ни в коем случае не ходите к ним на эфир! Я ни за что там не появлюсь, а если вы появитесь, то перестанете для меня существовать».

фото: Sputnik
Настасья Самбурская столкнулась с хамством со стороны редакторов «Пусть говорят» и не стала молчать...