фото: Янис Розенбергс
Как нигериец пережил культурный шок и построил семью в Латвии
Счастливы вместе: Эрик и Сабине Окороего
3 октября 2017 г., 16:54

Как нигериец пережил культурный шок и построил семью в Латвии

Эдвинс Ракицкис

Когда нигериец Эрик Ихечуквудере Окороего (37) первый раз прибыл в Латвию, у него не было ни малейшего понятия, что здесь происходит. Он отправился в путешествие, доверившись сказанному одним студентом программы по обмену. Тот сказал, что «Латвия похожа на Великобританию», и Эрик даже не попытался исследовать ее в Google.

В Ригу Эрика привело желание продолжить учебу. В Нигерии он решил посвятить себя отрасли информационных технологий и после консультаций с представителями латвийского академического сообщества, которые несколько лет назад гостили в Нигерии, рекламируя учебу в нашей стране, решил, что Рига может быть подходящим пунктом назначения.

А где люди?!

«В то время я хотел найти место, которое бы максимально отличалось от моей родины. В Нигерии много хороших учебных заведений и возможностей получить качественное образование в области IT достаточно. Предложение учиться в Латвии первый раз я получил несколько лет назад, но тогда меня это не интересовало. В 2012 году я наконец решил, что мне это надо. Большая часть нигерийцев отправляется учиться либо в Великобританию, либо в США, но я хотел попробовать что-то другое, изменить свое мышление», — рассказал Эрик, который после прибытия в Латвию начал учиться в Рижском техническом университете.

фото: из семейного архива
Родители вместе с трехмесячными Давидом Обинной и Аданной Эстер

Первые мгновения после прилета были волнительными и полными непонимания. «Где все?» — думал я про себя. Везде только зеленые поля, лес и очень мало людей, — вспоминает Эрик. — В Нигерии живет около 200 миллионов человек и городские улицы всегда переполнены. То, что я увидел в Латвии, меня сначала очень удивило».

После разговора с водителем такси он все же понял, что находится на территории аэропорта и, чтобы попасть в центр, нужно еще какое-то время провести в пути. На Эрика произвел впечатление и климат Латвии — он к нам прибыл в ноябре, будучи в одном лишь костюме.

«Раньше, когда я ходил за визой, у меня спрашивали, знаю ли я, куда еду, и объяснили, что в Латвии осенью бывает очень холодно. В то время я даже не подозревал, насколько все серьезно, и сказал, что у меня есть куртка. Стало холодно почти сразу после выхода из самолета!» — смеется Эрик.

«Я был немного разочарован»

Даже после попадания в центр Риги Эрика не покинуло смятение. Людей все равно было необычно мало, не хватало характерного для других стран уличного трафика и движения. «Нужно признать, что я был немного разочарован, потому что представители, которые мне рассказывали о Латвии, говорили, что здесь все как в Великобритании, к тому же все знают английский язык. С самого начала я понял, что это не похоже на правду», — с улыбкой рассказывает Эрик.

Культурный шок, конечно, был, и сначала у Эрика даже мелькала мысль вернуться, но в конце концов он решил придерживаться своего плана: «Я смотрю на вещи с открытым сознанием. Да, здесь не хватало привычного мне городского ритма, но в то же самое время Латвия была для меня чем-то новым — именно этого я и хотел, когда планировал учиться за границей».

Первая неделя на чужой земле прошла в делах — нужно было получить номер телефона, изучить окружающую местность, найти необходимые магазины, приобрести соответствующую одежду.

В университете Эрику дали карту Риги, но познакомиться со столицей Латвии ему помог однокурсник из Нигерии, который прибыл сюда две недели назад и уже успел изучить местные порядки. Достаточно тяжело вначале было с продуктами: «Я долго не мог привыкнуть к местным продуктам. В основном перебивался рисом и куриным мясом и кетчупом».

recent icon

Последние

popular icon

Популярные

фото: из семейного архива
Свадебное фото молодой семьи

Казалось, что кого-то обидел

На рижских улицах Эрик также ощутил первые культурные и поведенческие отличия между Нигерией и Латвией. «Сначала было необычно, что латвийцы такие бесстрастные. Когда я ходил по магазинам, не замечал, чтобы люди смотрели друг на друга с улыбкой. В Нигерии это нормально — можно смело подойти к незнакомому человеку и разговориться так, словно вы давние друзья. Если честно, в первые дни в Латвии у меня создавалось впечатление, что я кого-то обидел. Прошло много времени, прежде чем я понял, что латвийцам нужно больше времени, чтобы между ними появился контакт. Мне стало понятно, что лица прохожих не показывают то, что у них на уме. Теперь я знаю, что в глубине души латвийцы могут быть открытыми к другим».

Непонятные аплодисменты

Эрика смущали и многие другие вещи. Сначала очень особенными казались культурные мероприятия, в которых был только один вид представления. Например, после концерта академической музыки, где на своем инструменте играла его знакомая из университета, Эрик не понимал — действительно все закончилось и больше ничего не будет? «Культурные мероприятия в Нигерии всегда очень разнообразные. За один вечер могут выступить самые разные артисты. Традиция аплодировать тоже казалась непривычной, потому что у нас в таких случаях специальным жестом в воздух в сторону артиста кидают бумажные деньги. Не буду спорить — ваш способ кажется более практичным!» — смеется Эрик.

Непонимание после прибытия самолета в аэропорт вызвали и аплодисменты пассажиров пилоту: «Я был в полном недоумении! У нас я никогда ничего такого не видел. Потом я понял, что таким образом в вашей стране благодарят пилота за хорошо сделанную работу, и это, если честно, очень правильно».

Их свела вера

Говоря о жизни в Риге, хватает вопросов о тусовках и ночной жизни в старом городе, однако ответ Эрика ломает привычные представления о студентах: «Я прибыл сюда, чтобы учиться и совершенствоваться, а не развлекаться. Так я думал и тогда, и сейчас. К тому же отдаваться беззаботности и постоянным развлечениям мне не позволяет вера». Эрик — убежденный христианин, и именно вера, а не разгульная жизнь в ночных клубах свела его с Сабине. Они встретились полтора года назад в церкви.

«Тогда один из моих друзей женился на одной из подруг Сабине. Потом мы встретились еще пару раз и узнали друг друга лучше. В итоге я сказал Сабине, что хочу быть с ней. У нас этот процесс происходит несколько иначе — я не тянул время и сообщил о своих желаниях и целях. Так мы пришли к тому, что имеем. Думаю, что я ей тоже понравился», — смеется Эрик.

фото: из семейного архива
В ожидании потомства

Родители поначалу не поняли

Сабине из Лиепаи, в Рижском университете имени Страдиня она изучала медицину, сейчас продолжает специализироваться по профессии отоларинголог. Они поженились год назад и сейчас воспитывают 3-месячных близнецов — мальчика Давида Обинна и девочку Аданну Эстер. Сабине взяла фамилию мужа — Окороего. Эрик уже окончил учебу в РТУ и теперь работает в международной IT-компании руководителем команды. Однако, несмотря на характер, образование, достижения и веру, добиться благословения родителей Сабине было непросто. Сабине это время вспоминает как волнительное, а Эрик — как смешное. «Хочу добавить, что сейчас все хорошо и с родителями Сабине я подружился. Но у ее мамы сначала было невнятное представление об Африке. Она концентрировалась только на негативных вещах и ясно дала понять — у ее дочери не будет отношений со мной», — признается Эрик.

Вместе с Сабине они решили, что нужно устроить особую встречу, но все прошло не так, как было запланировано. «В один день мы, находясь в дороге где-то посреди леса, попали в небольшую аварию — машину Сабине задел проезжающий мимо автомобиль. Из-за этого пришлось оформлять разные документы, и у Сабине не было иного выхода, как вызвать своих родителей. Такой была наша первая встреча…» — не без юмора рассказывает Эрик.

С тещей как в комедии

После того, как они прибыли, Эрик пробовал начать разговор с приветствия, однако мама Сабине не пошла навстречу и лишь громко заметила, что из-за Эрика ее дочь попала в неприятности. «Ты посмотри, во что он втянул нашу дочь!» — восклицала она. Папа был гораздо спокойнее, но мама за это время успела сказать, что меня надо посадить в поезд и отослать как можно дальше отсюда!» — со смехом вспоминает Эрик.

Налаживание отношений с тещей заняло много времени, однако этот процесс был ценным. День за днем мама Сабине убеждалась, что Эрик — интеллигентный, целеустремленный и культурный человек, который уважает их дочь. Сейчас неудобная, вряд ли похожая на романтическую комедию первая встреча осталась в прошлом. Но сам Эрик и тогда был доволен родителями Сабине. Частично из-за того, что до конца не понимал латышский язык, и частично из-за того, что здоровая доза подозрений и критики к будущему мужу дочери, оказалось, характерна не только латышским родителям. «В Нигерии родители сначала часто негативно относятся к молодому человеку дочери. Это в Латвии меня не удивило. Там, откуда я родом, бывает еще более невероятно — часто все ведет к открытой агрессии и вызову полиции с мыслью, что кавалера надо посадить в тюрьму!» — шутит Эрик.

Учит латышский

За пять лет Эрик в Латвии получил высшее образование, женился и даже привык к осенним ветрам. В ближайших планах семьи — знакомство с родителями Эрика в Нигерии. Он уверен, что с этим проблем не будет, потому что они уже пережили свадьбу его брата с иностранкой.

Эрик пока не знает, будет ли связано будущее его семьи с нашей страной, но не скрывает, что у него есть желание и идеи начать бизнес на родине. Однако это не означает, что он порвет все связи с Латвией. Совсем недавно, чтобы лучше интегрироваться в общество, Эрик записался на курсы латышского языка.