фото: Shutterstock
Реальная история: зависимость и быстрый кредит привели к коме
Реально & Невероятно
18 августа 2017 г., 8:22

Реальная история: зависимость и быстрый кредит привели к коме

Elmārs Barkāns

Осознав свои зависимости, Игорь (имя изменено) 17 марта написал заявление в фирму быстрых кредитов Banknote, чтобы его включили в черный список и больше не давали займов. Но 1 апреля Banknote выдала Игорю 50 евро, за которые он купил «крутку» и попал в больницу, где находится и по сей день, медленно умирая.

Если бы Игорю работники фирмы быстрых кредитов не дали деньги, молодой мужчина сейчас не был бы в коме и не ждал свою медленную смерть, считает бабушка Игоря Александра (имя изменено). Она готова бороться с Banknote, чтобы доказать вред, которые приносят быстрые кредиты, и добиться того, чтобы виновные были наказаны. «Моего единственного внука больше никто не сможет вернуть, а виновные должны ответить за сделанное», — говорит Александра.

Попросил включить его в черный список

Бабушка Игоря рассказала о трагических событиях: «Мой внук страдал от алкогольной зависимости. Как выпивал пива, так крышу сносило, искал еще алкоголь и напивался до беспамятства. Брал быстрые кредиты, чтобы добыть еще денег на алкоголь. Брал и снова отдавал… Он понимал свою проблему, обещал исправиться, но ничего не помогало».

Александра не давала ему денег, его знакомых и друзей тоже уговорила этого не делать, поэтому единственной возможностью Игоря были быстрые кредиты. В марте он в очередной раз пообещал исправиться. Подруга Игоря, с которой он прожил девять лет, написала заявление в Banknote, в котором он просил включить его в черный список — чтобы кредит больше не выдавали. 17 марта Игорь сам подписал заявление и отнес в Banknote, где его приняли и выдали подписанный документ с печатью «Заявление принято».

Напиток со снотворным 

1 апреля мужчина поссорился с подругой, которая в приступе гнева заявила, что больше не любит его. Это было последней каплей для Игоря. Он выпил пива и хотел продолжить глушить печаль, но денег не было. Он отправился в офис Banknotе (который, кстати, находится в доме, где живет Игорь: в Кенгарагсе, на улице Маскавас), и там ему без проблем дали очередной кредит — 50 евро. «Я считаю, что ему не нужно было выдавать кредит, потому что он, зная о своих проблемах, написал заявление, чтобы деньги ему больше не давали», — напоминает бабушка. С этими деньгами мужчина вместе с еще двумя друзьями отправился к знакомой, которая продала им крутку — алкогольную подделку. Как позже выяснилось в больнице, напиток был «улучшен» существенной дозой снотворного. «После употребления этого напитка он и его друг потеряли сознание (третий ушел без особых проблем со здоровьем). Друга врачи откачали, а мой внук оказался в коме. Его сердце могло остановиться, но оно было сильным и он остался жив. Но вместе с сердечной недостаточностью началось отмирание клеток головного мозга», — рассказывает Александра.

Медленная смерть

Сейчас жизнь Игоря поддерживается искусственно в Рижской первой больнице. Мозг умер, он никого не узнает, не реагирует на происходящее вокруг, лежит неподвижно. Врачи никаких больших надежд на выздоровление не возлагают — это медленная смерть. «От Игоря, который раньше регулярно ходил в спортзал, осталась только кожа да кости — старик с парализованными руками и ногами», — вздыхает бабушка. 

О судьбе внука в общем и целом волнуется только она. Игоря в больнице не навещает даже подруга — когда она увидела своего любимого в больнице в беспомощном состоянии, то сказала: «Я хочу, чтобы он остался в моей памяти таким, каким был». Мать мужчины тоже страдает от алкоголизма.

«Да, зависимость от алкоголя он унаследовал от матери. Мне самой никогда не приходило в голову пить. Сейчас каждый день езжу в больницу. Пригласила к внуку священника, который прочитал молитву. Мои подруги говорят, что на моем месте уже давно бы сошли с ума, но что делать — я старая, но не глупая и не беспомощная. Буду бороться до конца», — обещает Александра.

Она написала заявление в полицию, в котором просит призвать к ответственности торговцев смертельного напитка, которых, правда, не знает. Полиция еще не дала никакого ответа, только проинформировала, что происходит расследование. Она также готова идти в суд против Banknote.

Старая, но не глупая!

Сейчас Александра каждый день по несколько часов проводит в больнице возле медленно умирающего внука и уже смирилась с судьбой. Но она не смирилась с безответственностью Banknote и готова бороться до конца, чтобы добиться наказания для продавцов смертельной крутки.

«Я старая, но не глупая», — повторяет Александра. Особенно ее разозлило поведение Banknote. Хотя она сообщила о том, что внук находится в больнице в беспомощном состоянии и те 50 евро не может отдать, Banknote присылали смс с требованием отдать долг со всеми штрафными процентами.

Несколько раз Александра ходила на фирму и рассказывала о произошедшем, но ничего не помогло. Встретить работника, который дал заем, она не смогла, и встречи с руководством организации она не добилась. Александра только получила невнятные ответы и отговорки, что 1 апреля Banknote была вправе выдавать деньги внуку, потому что он был дееспособным, адекватным и ответственным клиентом. Работники филиала ни в каких регистрах не могли найти, что Игорь 17 марта просил включить себя в черный список.

Кредит погашен. Извините…

Уставшая от бессмысленных разговоров с Banknote, Александра решила поделиться своей историей с журналом Likums un Taisnība. 7 июня журнал был свидетелем того, как бабушка в очередной раз отправилась в филиал Banknote и высказала свои претензии. Работница в очередной раз только констатировала, что никакое заявление нигде не было зарегистрировано и мужчина ни в какие черные списки не был включен. Время от времени сидящая за стойкой девушка говорила: «Ужас!», а потом выдала бабушке написанный на бумажке телефонный номер, по которому нужно звонить, чтобы убедиться, что взятый Игорем в Banknote кредит списан в потери. В конце работница, извинившись, все же сказала, что никуда не надо звонить — работники фирмы сами свяжутся с Александрой. Однако Александра не хочет, чтобы был погашен только взятый Игорем кредит (что уже сделано), она также хочет, чтобы Banknote заплатили ей те 355 евро, которые она отдала за первые дни пребывания внука в Гайльэзерсе. Сейчас его жизнь поддерживают Рижская социальная служба Рижской первой больницы, потому что мужчина признан малоимущим. 

По телефону изменили позицию

Работники Banknote зашевелились только после того, когда этим случаем начали интересоваться Likums un Taisnība. Представитель Banknote Линда Латковска объяснила журналу, что фирма ни в чем не виновата:

«Мужчина взял у нас деньги после того, как поссорился с подругой. Нигде не сказано, что, если бы он не взял денег у нас, не достал бы их где-то еще. Это не так однозначно. Бабушка из-за эмоций не понимает ситуацию и порядок».

Латковска признает, что 17 марта мужчина в филиал Banknotes принес заявление, в котором отказался от дальнейших кредитов. «У наших работников возникли подозрения из-за того, что подпись и текст заявления были написаны разным почерком (так действительно было, потому что Игорь, который не очень хорошо знает латышский, попросил написать заявление подругу, но подписал его сам). Появились сомнения в том, что он действительно его писал. Мы рассматриваем заявления в течение месяца, но это мы рассмотрели гораздо быстрее. 30 марта наш работник позвонила Игорю и спросила, действительно ли он хочет оказаться в черном списке. В телефонном разговоре он отказался от этого и сказал, что в случае необходимости хочет сохранить возможность брать кредит. Во время разговора он был адекватным. Поэтому можно считать, что он отказался от черного списка. И этого хватает для того, чтобы мы его туда не включали. Не всегда нужно письменное доказательство. Поэтому у нас были все права 1 апреля выдавать ему кредит», — высказала позицию Banknote Латковска.

Ответственный клиент с задержками?

Нужно добавить, что у Banknote нет никаких независимых доказательств того, что Игорь 30 марта отказался от черного списка. Записи телефонного разговора нет, подписанного письма тоже. Александра добавляет: «Где сказано, что они действительно говорили с моим внуком? Может, это был какой-то другой человек, который поднял трубку? Может, он был пьяным…» Не выдерживает критики то, что Banknote выдала кредит Игорю потому, что раньше он показал себя ответственным и адекватным клиентом. Его кредитная история говорит о том, что мужчина уже раньше задерживал отдачу кредита. И хотя в конце концов он отдавал деньги, задержки не говорят о том, что он был особо ответственным клиентом. 

Непонятные формальности

Может ли бабушка Игоря надеяться на возмещение от Banknote и какова ответственность фирмы быстрых кредитов?

Юрист Гундега Микельсоне, присяжный адвокат офиса Centrs: «Здесь очень много вопросов, на которые нужно ответить, чтобы прийти к окончательному ответу. Важно то, обязана ли была фирма Banknote исполнять просьбу мужчину в дальнейшем не давать ему кредит. Если они были обязаны исполнять его просьбу, тогда есть возможность подать на них в суд. Единственное — вряд ли можно просить Banknote отвечать за некачественный алкоголь — это уже очень отдаленные последствия, потому что алкоголь мог быть и качественным».

За небанковскими кредитодателями следит Центр по защите прав потребителей. Оре Винета, старший консультант отдела информации Центра, объяснила, что в этом случае неудовлетворенному «потребителю с письменным заявлением нужно отправиться Латвийскую ассоциацию альтернативных финансовых услуг, которая создала систему, которая позволяет заемщику с помощью заявления включить себя в черный список. Заявление нужно подавать именно в ассоциацию альтернативных финансовых услуг и в отношении данного вопроса. Banknote является членом ассоциации альтернативных финансовых услуг, поэтому там рассмотрят вопрос по существу и дадут потребителю ответ о дальнейших действиях». 

Представитель Латвийской ассоциации альтернативных финансовых услуг Элина Добулане отказывается комментировать эту ситуацию, отмечая:

«Этот случай ассоциация не может комментировать, потому что нет полной информации о ситуации. Призываем обращаться за комментариями к предприятию».

Могут запретить выдавать кредиты

Banknote информирует: «Banknote принимает заявления от клиентов о внесении их в отказной регистр. Порядок рассмотрения заявлений предусматривает, что каждое заявление оценивается индивидуально и ответ дается в течение 30 дней с момента получения заявления. С каждым клиентом связываются представители Banknote и договариваются о дальнейших действиях. К тому же мы информируем, что Banknote сотрудничает с Латвийской ассоциацией альтернативных финансовых услуг, где у клиентов есть возможность заполнить заявление о невыдаче кредитов и отметить сразу до 18 предприятий, в том числе Banknote». На вопрос, информировала ли Banknote Игоря о возможности оформить свой отказ в Ассоциации альтернативных финансовых услуг, представитель Banknotes Латковска прямой ответ не дала, отметив, что даст письменный ответ, только когда родственники Игоря напишут в фирму заявление. 

Чтобы знать
Любой человек в Латвийской ассоциации альтернативных финансовых услуг может заполнить заявление с просьбой включить его в список тех, кому кредитор определенное время не должен выдавать деньги. Такую просьбу потом нельзя отозвать — она будет в силе столько, сколько кредитор хочет — год, два или три года. Заявление вместе с документами (копией паспорта) можно лично принести в Ассоциацию во время ее работы (улица Вальню 5/1, Рига, тел. 67398277); отправить по почте на адрес ассоциации; отправить электронно на palidziba@lafpa.lv. Форма заявления доступна на домашней странице lafpa.lv.