"Чаще всего меня беспокоят глупости!" - Мартин Гаусс о жизни в Латвии после 12 лет на посту
Зарплата многолетнего руководителя авиакомпании airBaltic Мартина Гаусса в прошлом году выросла до 853 460 евро. (Фото: Рой Майзитис)
Латвийские звезды
4 января 2024 г., 13:21

"Чаще всего меня беспокоят глупости!" - Мартин Гаусс о жизни в Латвии после 12 лет на посту

Kas Jauns / Rus.jauns.lv

Одна из самых высокооплачиваемых должностей в Латвии — должность исполнительного директора национальной авиакомпании airBaltic. Ее уже более десяти лет занимает ветеран немецкой авиационной отрасли Мартин Гаусс (55), чье имя знакомо как путешествующим регулярно, так и тем, кто летает нечасто.

Мартин Гаусс начал свой путь в отрасли как пилот в Германии в девяностые годы и возглавил airBaltic в 2011 году. Тогда Гаусс, уже руководивший немецкими и венгерскими авиакомпаниями, пообещал организовать структуру компании и ввести корпоративное управление, что должно привести к финансово позитивной работе авиакомпании.

Вы впервые поднялись в воздух 32 года назад на Boeing 737. Опишите ваши чувства?

Пилот всегда будет помнить свой первый взлет. Для меня это был рейс в Лас-Пальмас-де-Гран-Канарию – очень долгий перелет. После взлета, когда я понял, что на этот раз отвечаю за реальных пассажиров, почувствовал гордость. После этого у меня было шесть часов, чтобы обдумать эту гордость и погрузиться в размышления! Затем начинается процесс, который делает пилота капитаном. Мне повезло, потому что я летал очень много, а потому быстрее поднимался по карьерной лестнице. Казалось бы, первый рейс капитана самолета – менее тревожное событие, но нет – это тоже был большой шаг, еще большая ответственность. Я горжусь выбранным путем, до сих пор регулярно обновляю свою лицензию.

Почему вы выбрали авиационную отрасль?

Изначально я изучал экономику и хотел работать в этой отрасли. Потом прочитал, сколько получают пилоты, был молод, и мне это казалось куда более привлекательным и быстрым путем к хорошей зарплате! (Смеется.) В то время, чтобы уладить формальности и получить образование, мне пришлось идти в банк за кредитом. У него были большие проценты, и на его выплату мне потребовались годы, но оглядываясь назад, я вижу, что это был правильный выбор и в контексте карьеры, и в контексте саморазвития.

Жизнь пилота особенная. Надо быть постоянно морально готовым, физически способным, идти в ногу с развитием отрасли и работы пилота, учиться. Сегодня на работу пилота все больше влияют технологии, автоматизация процессов. В настоящее время у нас в airBaltic одни из самых современных самолетов в мире, и освоение их – долгий процесс.

После тысяч летных часов пилоты все еще склонны беспокоиться?

По-моему, это нехорошо, когда пилот в какой-то момент перестает волноваться. Но важно не бояться. Пилоты натренированы решать трудные, экстремальные ситуации в воздухе.

А охватывает ли беспокойство после многих лет пребывания на посту исполнительного директора? Что беспокоит вас в эти дни?

Глупости. Чаще всего меня беспокоят глупости! (Смеется.) Нерациональные действия и реакции вызывают во мне волнение. Но опыт пилота и предыдущий опыт руководителя в других странах дают возможность почерпнуть идеи для действий. Работа и пилота, и руководителя компании - это работа менеджера. Надо сказать, что проблемных ситуаций и противостояний в работе руководителя гораздо больше. С airBaltic мы прошли через несколько трудных моментов. Бывает тревога, но я не один, могу консультироваться с другими, изучать проблему и выбирать решения.

Но, да, больше всего меня выбивают из строя глупости, скажем, громкие заявления в СМИ, которые высказывают люди, не понимающие реальной ситуации, популизм. Я понимаю, что если я скажу что-то в ответ и вмешаюсь, то только подолью масла в огонь. В целом я уравновешен, не ору и не кричу каждый день, а участвую в поиске решений! (Смеется.) Скажем так – я бы не оказался в таком положении, если бы не смог двигаться вперед по тому пути, который выбран для этой компании.

Легко ли руководить такой компанией в Латвии?

На руководящую должность я впервые вступил в Германии. Потом получил опыт, скажем так, вне зоны своего комфорта – в Венгрии. Нужно было общаться на английском языке, понимать, как вписаться в другое общество. Я горд, что у меня есть эта возможность — по-прежнему руководить airBaltic, но сравнивать эту с предыдущими работами сложно. Это другие общества, другие менталитеты.

Что могу сказать — через 12 лет, семь министров сообщения, семь правительств понимаю латышей как народ довольно неплохо.

Понимаю историю, взгляд на жизнь. Я сумел сохранить курс и возглавить airBaltic в направлении современной авиакомпании, введя такое корпоративное управление, которое могло бы стать примером для других. Оно защищает эту компанию от временных изменений, сюрпризов в политике и прочего. Мы успешно прошли через кризис Covid-19, который за сто лет стал чем-то уникальным и еще не существовавшим для этой отрасли. Нас также затронула начатая Россией вoйна в Украине. Данные прекрасно показывают, что мы справляемся с этими вызовами.

Чего до сих пор не достигнуто?

Как известно, до сих пор не получилось привлечь частных инвесторов, причины были разные. И это по-прежнему цель. Дела могут измениться после ожидаемого публичного предложения акций [такое намечено на будущий год]. Трудно предсказать, изменит ли государство свое мнение о своей роли крупнейшего акционера. Поживем - увидим.